Раньше ученики гнались за оценками, следили за своим рейтингом и были в постоянном напряжении. Лишь бы не опустился средний балл, лишь бы не получить четвёрку по математике, из-за которой не получить красный аттестат…
Сейчас отношение к оценкам сильно поменялось. Важны не сами оценки, а знания и навыки — школьная система отметок не всегда позволяет точно отразить реальное положение вещей, а незаслуженный «трояк» может подорвать уверенность ребёнка в себе.
Но действительно ли оценки не важны? Или они, наоборот, помогают? Как найти баланс между результатом и комфортом в обучении? Мы собрали разные мнения о важности оценок, чтобы найти объективный ответ на вопрос.
❌ 1. Оценки не важны: они не показывают реальных знаний
Учитель может запросто невзлюбить ребёнка и поставить ему тройку просто так. Или наоборот: многие дети в школах не знают и азов физики, а им по предмету «лепят» четвёрки и пятёрки. Оценки в том виде, в котором они есть в современной массовой школе, неэффективны: они ни о чём не говорят и ничего не показывают.
✅ 2. Оценки важны: они говорят о дисциплине
Даже если хорошие оценки не указывают напрямую на знания, они говорят о дисциплине и других навыках, важных для хорошей учёбы. Отличники и хорошисты вовремя сдают домашние работы. Знают, где найти нужную для задания информацию, грамотно планируют своё время и могут заставить себя сделать то, что прямо сейчас делать не хочется. Оценки — показатель того, насколько хорошо ребёнок умеет учиться.
❌ 3. Оценки не важны: стремление к идеальному аттестату не стоит всех усилий
Какие преимущества при поступлении в университет даёт аттестат с отличием? Около 5 баллов к сумме ЕГЭ: где-то чуть больше, где-то чуть меньше. И это, пожалуй, его единственная функция. Гораздо полезнее сфокусироваться не на идеальных оценках, а на экзаменах: вот там баллы сыграют более важную роль.
✅ 4. Оценки важны: если их выставляют справедливые педагоги, то они показывают реальный уровень знаний
Оценки действительно теряют свою ценность, если выставлены абы как. Но если преподаватель беспристрастно проверяет работы, руководствуется не личными симпатиями/антипатиями, а здравым смыслом, то его отметки — показатель знаний и того, к чему ребёнку стоит стремиться.
🟡❓ 5. Не все оценки важны: нужно следить за теми оценками, которые на что-то влияют
Согласитесь: будущему студенту-филологу не нужно напрягаться из-за отметок по математике и физике, а будущему студенту-математику — из-за тройки за сочинение по литературе. Для них важны другие оценки. Баллы на вступительных испытаниях в вуз, баллы на ЕГЭ, на перечневых олимпиадах — это всё тоже оценки. И вот они — важны.
❌ 6. Оценки не важны: в школах не могут оценить талантливых детей и стремятся к «уравниловке»
Ребёнок может быть талантливым танцором, спортсменом, музыкантом, художником; он может иметь задатки учёного и выигрывать множество олимпиад. Но у талантливых детей зачастую страдают отметки, а школы не хотят идти им навстречу. Почему? Банально потому, что они не ходят на уроки, а развиваются в другой области. И плохие оценки у талантливых детей совершенно ничего не говорят об их реальных знаниях и умениях.
✅ 7. Оценки важны: если изменить систему оценивания в школе, то она будет эффективной
Оценки — это не только цифры от 1 до 5, которые учитель вырисовывает красной ручкой в тетради или в дневнике. Оценкой может быть и комментарий учителя, и заполненный им бланк об индивидуальной работе с учеником. Оценка может быть вовсе без цифр. Если система оценивания знаний в школе — это не просто цифры, а развёрнутые комментарии, беседы и советы, то такие оценки приобретают ценность.
❌ 8. Оценки не важны: они формируют у ребёнка ошибочное представление о себе
Оценки не только не важны, но и вредны. Сколько детей теряют уверенность в себе, когда заваливают очередную контрольную по математике? А сколько отличников в будущем понимают, что навыки, полученные ими во время прилежной учёбы, не помогут их карьере?
Школа оценивает только те знания и навыки, которые нужны в школе. При этом не оценивает множество других: умение принимать решения, креативность, коммуникабельность, инициативность. Дети начинают думать, что другие их навыки развиты на том же уровне, как «троечная» математика или «пятёрочный» русский. А это вредно для самооценки, для здравого и трезвого оценивания себя.
***
Важность оценок в школе — тема очень неоднозначная. Эффективность оценивания зависит от многих факторов: от учителя, от его объективности, от учёта индивидуальных особенностей и темпа обучения ребёнка.
Поделитесь в комментариях — какие точки зрения вам ближе?