Защита 2-х коней – интересный, творческий дебют, позволяющий выразить игроку свою индивидуальность. Большое разнообразие вариантов позволяет каждому шахматисту проявить свои комбинационные способности и проверить соперника на знание острых вариантов. Недаром, это начало было особенно любимо Михаилом Ивановичем Чигориным, основоположником русского шахматного искусства, который одержал в нем немало славных побед.
Защита 2-х коней возникает, как способ уклониться от итальянской партии после ходов 1.е4 е5 2. Кf3 Кс6 3.Сс4 Кf6. А дальше, как говорится, все в руке божьей. Белые выбирают, как играть дальше. После хода 4.d3 черные ходом 4. …Сс5 могут перейти в итальянку. А если белые настроены воинственно и играют 4-м ходом Кg5!? защите 2-х коней быть!
Агрессивные устремления белых нацелены на «ахиллесову пяту» в черном построении – пешку f7. И, хотя второй ход конем нарушает здоровые принципы развития дебюта – у этого хода до сих пор много поклонников. Давайте поймем, почему.
Единственная, но достаточная защита – 4. …d5! 5.ed (именно пешкой). В этой позиции у черных есть несколько интересных ответов:
5. …Кxd5?
5. …Кd4?!
5. …Ка5!
5. …b5!
В этой главе мы рассмотрим плохие ответы за черных, чтобы знать, как их наказывать. Хорошие ответы черных будут изучаться в следующей главе. Таким образом, прочитав обе главы вы составите свое мнение о том, какие ходы белыми и черными стоит делать на доске, а каких стоит избегать.
Сегодня на Западе немедленная жертва коня на f7 называется «Fried Liver» (жареная печень). По легенде получила свое название от итальянской поговорки «мертв как жареная печень», которая обещает черным летальный исход при виртуозном исполнении атаки белыми.
Первое упоминание о таком варианте восходит своими корнями к 1610 году. Партия Джулио Чезаре Полерио против Доменико (1610) в Риме завершилась убедительным разгромом черных.
У белых сильная атака, но пока 100% не доказано, что она является решающей. Однако, в обороне играть сложнее, поэтому в партиях с укороченным контролем шансы белых гораздо выше.
Как играть против хода 5. … Кd5 также убедительно показал П.Морфи в сохранившихся партиях против любителей.
Давайте посмотрим интересные партии на эту тему:
Партия-первоисточник:
Полерио Джулио Чезаре – ДАрминио Доменико, Rome, 1610г.
1.е4 е5 2. Кf3 Кс6 3. Сс4 Кf6 4.Кg5 d5 5.ed Kd5 6.Кxf7!? Крxf7 7. Фf3+ Кре6 (очевидно, чтобы не дать противнику отыграть легкую фигуру) 8. Кс3 Ксе7
(сегодня более сильным ходом считается контратакующий выпад 8. …Ксb4 где перевес белых отнюдь не доказан. Например, 9. 0-0 с6 10.d4 Фf6 11. Фе2 Крd7=. Интересное старинное продолжение 9.а3 наталкивается после 9. …Кxс2 10.Крd1 Кxа1 11.Кxd5 на современный компьютерный ход 11. ..Фh4 c перевесом у черных).
9.d4 c6 10.Сg5 (заслуживало внимания dе!) h6 11.Cxe7 Сxе7 12.0-0-0 Лf8 13.Фе4 Лxf2? 14.de Cg5+ 15. Крb1 Лd2 16.h4 Лxd1 17.Лxd1 Cxh4 18.Кxd5 cd 19.Лxd5
19. …Фg5 20.Лd6+ Кре7 21.Лg6 Фd2 22.Лxg7+ Крf8 23.Лg8+ Кре7 24.Фh7#.
Другой способ игры, на мой взгляд более солидный, предложил П.Морфи в сеансе одновременной игры в Новом Орлеане в 1858г.
Морфи - Н.О. (вслепую)
1.е4 е5 2. Кf3 Кс6 3. Сс4 Кf6 4.Кg5 d5 5.ed Kd5 6.d4! (этот активный атакующий ход позволяет открыть важную вертикаль «е» 6. …ed? (черные идут на поводу, гораздо лучше смотрится 6. …Кxd4 или 6. …Сb4+. Все варианты мы подробно рассматривать не будем – с этим справится лучше любой дебютник. Моя задача – направить тебя, читатель, на путь исследовательской работы и дать ознакомление с некоторыми вариантами.) 7.0-0 Се7 (черные почти завершили развитие. В этом предложении ключевое слово почти. ) 8.Кxf7(бомба все-таки взорвалась. Главное отличие от партии итальянских мастеров в том, что линия «е» – открыта. А это существенно осложняет защиту.) 8. …Кxf7
9. Фf3+ Кре6(жадность, но в противном случае черные страдают совершенно бесплатно) 10.Ле1+ Ке5 11.Сf4 Cf6 («Король в опасности!» Черные выстраивают живой щит вокруг короля. Обратите внимание как мастерски Морфи связал лошадок. Осталось решающее усилие, чтобы импровизированная крепость рухнула).
12. Кс3!(гениальный, не побоюсь этого слова, ход! «Безумству храбрых поем мы песню»[1] Американец в своих партиях заставлял трудиться все фигуры. Лентяев и лежебок – не было!) 12. …dc (терять то-то уже точно нечего) 13. Сxe5 Cxе5 14.Лxе5! («Пусть сильнее грянет буря![2]»)14. …Крxе5 15. Ле1+ (торжество стратегии. Дорогой ценой, но белые прорвались! Правило 3-х фигур в атаке. Черные фигуры наблюдают за последним актом разыгрывающейся драмы. Один верный Букефал[3] пытается спасти царя).
[1] М. Горький. Песня о Соколе
[2] М. Горький. Песня о Буревестнике
[3] Любимый конь Александра Македонского
15. …Крd4 (15. …Крd6 16.Фxd5#) 16.Сxd5! (умение вести атаку сочеталось у Морфи со здоровым практицизмом. В разгар боя хладнокровно убить последнего королевского защитника дорогого стоит!) 16. …Ле8 (16. …Фxd5 17.Фxc3#; 16. …cb 17. Ле4+! (запуская сенокосилку) Крс5 18.Фа3+ Крxd5 19. Фd3+ Крс6 20.Лс4+ Крb6 21.Фb3+ Кра6 22.Ла4#) 17. Фd3+ Крс5 18.b4+ Крb4 (18. …Крd6 19.Сf3#) 19.Фd4+ 1-0
Вывод после изучения этих партий таков. 5. …Кxd5 – ход по незнанию или откровенная провокация приводит часто черных к позициям, в которых практически тяжело защищаться, так как за пожертвованную фигуру у белых богатая компенсация. Какой вариант атаки выбрать – немедленное 6.Кxf7 или солидное 6.d4 – дело вкуса. Веселый вечер за доской обеспечен!
Если хотите глубже изучить все возможные варианты – могу рекомендовать неплохую и, главное, не очень объёмную книгу Евгения Воробьева с соавторами «Актуальный открытый дебют»
Продолжение следует