Найти в Дзене

Как Клавдий правил после Калигулы

Правители зачастую неоднозначны в своих поступках. Суждения о них тоже нередко разнятся. Есть также и те, кого можно однозначно оценить как плохого властителя. О таких известно даже тем, кто не интересуется историей. За их тенью зачастую не видно тех, кто заслужил толику внимания, но получает его в меньшей мере. В этой статье пойдёт речь о Калигуле - сумасшедшем правителе и его дяде Клавдии, что стал принцепсом после него.

Провозглашение Клавдия принцепсом на месте убийства Калигулы. Лоуренс Альма-Тадема(1871 г.)
Провозглашение Клавдия принцепсом на месте убийства Калигулы. Лоуренс Альма-Тадема(1871 г.)

Содержание

1. Калигула

2. Клавдий

2.1 Внутренняя политика

2.2 Внешняя политика

2.3 Смерть

3. Итоги

Калигула

Перед смертью
Тиберий успел назначить себе преемника. Им стал сын его племянника Германика 25-летний Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.), который уже 4 года как служил империи в должности квестора. Имел шанс на место принцепса Тиберий Гемелл, внук погибшего правителя. Однако, его конкурент сперва дискредитировал завещание, а затем убил своего соперника, когда предоставилась возможность. Процесс передачи ему империума так же как и у его предшественника прошёл не так ярко, как в случае с Августом. Из тех регалий, что владел Октавиан, Калигула получил лишь титул принцепса, власть верховного понтифика и военный империум без причисления его к вечному проконсулату.

С именем нового принцепса связано множество различных ассоциаций и это неспроста. Однако начал он весьма демократично, амнистировав заключённых и изгнанных, а также настроил налогообложение в пользу плебса. Таким образом действовали и следующие правители Рима, ведь простые граждане являлись важнейшим инструментом и ресурсом для ведения политики, при условии того, что сами их интересы будут соблюдаться. Это и при принципате делало плебеев серьёзной политической силой.

Хотя таких проявлений у Калигулы в итоге оказалось не так много. Все знают о его другой стороне, которую несколько его добрых решений не смогли перевесить. Причём мнения современников и древних историков разделились касаемо его личности. Одни, например
, Светоний, утверждали, что его нутро переполнялось тьмой с самого начала, другие упоминали о некоей болезни, которая изменила его. Так или иначе, времена Тиберия для многих показалось раем.

Калигула оказался ничем не связан с формально существующими республиканскими принципами, его больше привлекла ничем и никем не ограниченная модель правления царей с востока. Он нарёк себя господином и богом, а также заставил всех себя таковым считать. Своим поведением и решениями он постоянно пытался напомнить о своём положении.

Молва говорила про Калигулу, что он убивал своих близких родственников, вёл беспорядочную половую жизнь, не взирая ни на родственные связи, ни на пол партнёров. Оргии и святотатства в его дворце стали, что ни на есть “притчей во языцех”. Упоминают его приступы жестокости, при которых он разорвал сенатора и велел тащить его останки по улицам Рима, а также множество самодурных решений, самое известное из которых попытка сделать консулом своего коня и объявление себя богом.

Последнее было ничем иным, как издёвкой над Сенатом, но она передавала суть этого времени. Когда-то уважающие себя римляне, обязаны были служить новому императору будто они на Востоке. Он заставлял целовать ему ноги, бегать за его каретой, отвешивать низкие поклоны. Это раздражало народ. От его репрессий пострадали около 65 явно не последних людей. В 39 году он разогнал сенаторов и уволил консулов (видимо расчищал путь для своей лошади).

https://listelist.com/caligula-kimdir/
https://listelist.com/caligula-kimdir/

Римское государство уже успело измениться, чтобы стерпеть подобное. Ещё меньше чем век назад, такое не осталось бы без последствий. Сейчас же это воспринимали хоть и с опаской, но всё-таки могли с этим жить. Безусловно, причиной относительного спокойствия служило ещё и то, что Калигула при своей эксцентричности был не так глуп, чтобы не поощрять тех, кто поддерживал его власть. И делал он это весьма щедро. И эти же люди в погоне за богатством и преференциями являлись, одновременно, глазами и ушами своего патрона, спешащие чуть-что доложить о планах измены. Зная жестокость принцепса, мало кто осмеливался рискнуть пойти против него. Он с чистой совестью использовал закон об оскорблении императора в любой ситуации. От него получили кучу даров преторианцы, городские когорты, легионеры и плебс.

Калигула пошёл дальше, когда в 40 году, приказал поставить в провинциях свои статуи, дабы ему поклонялись. Особенно остро это ощущалось в
Иудее, где это не соответствовало представлениям местных о приемлемых действиях. Жители этого региона уговаривали здешнего чиновника Петрония из Рима, чтобы тот не заставлял их кланяться образу. Он написал письмо с просьбой уточнить так ли это необходимо, учитывая обстановку. Письмо с ответом говорило о смерти Калигулы, что успел побыть принцепсом 3 года и 9 месяцев. Его убили свои же преторианцы, которые при этом были им обласканы в плане различных подарков. Даже спонсорство не спасло его от гнева, что копился в душе у людей, видящих самодурство и произвол.

А через 27 дней запоздавший корабль передал ему сообщение от Калигулы, в котором тот угрожал казнью за непослушание, если его приказ не будет выполнен. Так одно обогнавшее судно отложило мятеж, с которым бы пришлось разбираться уже не зачинщику этого наглого вмешательства в духовную жизнь людей. Хотя в итоге Риму всё равно не удалось предупредить восстание.

Калигула
Калигула

Клавдий

После смерти Калигулы Сенат решился всё-таки вернуться к старым традициям настоящей республики. Знать не хотела больше терпеть того, что они пережили. Завязывались споры в ходе которых кто-то поддерживал эту идею, кто-то предлагал просто сменить династию, назначив кого–либо из сенаторов.

Однако преторианцы, получившие сильное влияние и не желавшие его терять при возврате к прошлому укладу, воспротивились этому. Возникла опасность, что их распустят, а потому их выбор пар на дядю прошлого императора Клавдия (41-54 гг.). Он скорее относился к учёным мужам и предпочитал читать книги и говорить о высоком, чем заниматься политикой. Но кроме гвардии, его поддержал плебс, которого тоже устраивал новый строй. Кандидату на "престол" быстро перешла в руки положенная своему титулу власть и онначал распоряжаться ей. Впрочем, владел он ей весьма недурно, по сравнению с предыдущим правителем.

Несмотря на то, что все понимали, что убийцы Калигулы совершили благое дело, их нельзя было оставлять без наказания, так как подобное порождало риск повторения в дальнейшем. Поэтому Клавдий казнил их. После этого, он по традиции начал с амнистии и компенсаций тем, кто пострадал от его предшественника. Однако также по традиции в 41-42 годах, от него сильно натерпелись сенаторы, которых он подозревал в попытках покусится на его жизнь или власть. Он погубил довольно много таких подозреваемых. Его подозрительность подогревала его жена
Мессалина.

Клавдий
Клавдий

Внутренняя политика

Первой задачей Клавдия стало изменение отношений с Сенатом, которые были максимально испорчены из-за характера предыдущего принцепса. Он не смог довести их лояльность до Августовских времён и также у него не получилось полностью вывести оппозицию в головах. Однако, приемлемый уровень ему удалось достичь, что уже можно считать относительным успехом. Делал он это через, ставший уже классическим, способ устранения противников. Ему в этом помогли законы об оскорблении величества императора и доносчики. Тем, кто не высказывал своих претензий в лицо и за спиной, тому доставались различные магистратские должности или наместничества.

Ещё одним способом борьбы за поддержку Сената стало расширение его состава за счёт знатных провинциалов. Это вызвало сопротивление нынешних сенаторов, но закон прошёл. Теперь, например, кельты -
эдуи, могли баллотироваться в римский совет. Без сомнения, повышенный в статусе, житель провинции являлся очевидным союзником императора. Кроме того возродился совет принцепса, состоящий из разных слоёв -  патрициев, всадников и даже либертинов, лояльных правителю.

В 42 году наместник
Далмации Камилл Скрибониан поднял мятеж в надежде вернуть республиканский строй. У него в распоряжении находилось 2 легиона. Эти идеи оставались значимыми в головах многих нобилей. Именно эта социальная группа больше всего пострадала от смены режима. Однако, его подчинённые, относящиеся к другой, более низкой, но выигравшей категории, оказались не готовы разделить с ним взгляды и убили его, узнав о планах командира, понимая, что при республике их положение ухудшится. Это стало сигналом, что с воплощением подобных стремлений к возврату к старому, пора заканчивать.

Принцепс принялся усиливать исполнительную власть в Риме и провинциях. Появились
писцовое, финансовое и просительное ведомство. Первое занималось изданием указов, второе управляло казной, а третье отвечало на обращения и работало с поступающей информацией. Во главе этих “департаментов” стояли способные отпущенники, например, Нарцисс, Паллант, Полибий. Внутри министерств служили такие же либертины и императорские рабы. Всё это изначально представляло собой внутреннюю структуру хозяйства цезаря, потом это стало становиться государственной организацией. Помимо сенатского пути появился параллельный, не менее интересный. Те же прокураторы получили расширенные полномочия и эта должность не считалась магистратской.

Народ не сильно любил Клавдия. Тот для него оказался довольно жаден и нелюдим. Он хоть и устраивал зрелища и раздачи, но делал это реже, чем остальные, чем расстраивал плебс, жаждущий подобных праздников как для набивания своего кармана, так и для удовлетворения душевных порывов, совместно с отстаиванием политических интересов. Эти мероприятия были максимально удобны для манифестаций и прошений. Но при этом принцепсе их организовывалось не так много, хоть некоторые из них были весьма масштабны, например,
Столетние игры в 47 году, проведённые раньше времени.

Несмотря на это сама жизнь простолюдинов улучшилась при этом строе и потому они не спешили устраивать бунты. А уж тем более не возникала идея поднимать мятеж против режима. Несмотря на такую нелюбовь Клавдий серьёзно занимался поставками еды в Рим. Для этого он увеличил размер порта и зернохранилищ в
Остии. Город при этом принцепсе был обеспечен новым водопроводом.

Улучшилась теперь и жизнь провинции, которую перестали душить до полусмерти откупщики налогов из числа знати. Множество провинциалов получили при нынешнем правителе римское гражданство, плюс как уже было написано выше, представители провинциальных регионов стали зачислять в число сенаторов. Так выравнивался баланс между лояльностью подконтрольных Риму земель и соблюдению их интересов. Можно напомнить, что в совет принцепса при Клавдии допустили либертинов, что улучшило и их положение.

Камилл Скрибониан
Камилл Скрибониан

Внешняя политика при Клавдии. Война в Британии

В отличие от предшественника Калигулы, Клавдия волновали дела республики, в том числе и за рубежом. В
Британии правитель Каратак начал захватывать местные небольшие племена, чем бросил вызов империи. Легионы не смогли полностью уничтожить его, однако их помощь своим протеже сдерживала бунтовщика до 43 года. После у мятежника получилось объединить юг британского острова и для Рима это стало опасностью. Для решения этой проблемы принцепс направил по Английскому каналу 4 легиона из Галлии на берега бриттов в Кенте.

Каратак явно не ожидал увидеть такие полчища и проиграл. Район реки
Темзы был очищен от неприятеля и туда прибыл сам принцепс, в течение 16 дней, командовавший своим фронтом. Движением на запад управлял его доверенное лицо Веспасиан. Таким образом Клавдий смог укрепить своё присутствие на британском острове, что можно смело занести в его успехи.

Однако сам Каратак волновал римлян до 49 года, пока царица бригантов Картиманда не поймала его и не сдала империи в обмен на их защиту.  В итоге, к Риму присоединились несколько провинций - началось активное завоевание Британии в 43 г. с помощью военных действий, а также к империи присоединились, благодаря дипломатии, Фракия в 46 году, Мавритания Тингитанская и Мавретания Цезарейская. С Парфией У Клавдия получилось не поругаться, что можно было считать достижением.

Каратак. https://ru.citaty.net/avtory/karatak/?o=popular
Каратак. https://ru.citaty.net/avtory/karatak/?o=popular

Смерть Клавдия

Вернувшись из земли бриттов, Клавдий столкнулся с семейными неурядицами. Его жена Мессалина обзавелась любовником и даже обвенчалась с ним, планируя свержение принцепса и возвышение своего нового мужчины. Однако, их попытка не удалась и они оказались казнены. Тогда принцепс, получив разрешение у Сената, женился на своей племяннице
Агриппе и принял к себе на воспитание пасынка Луция Домиция Агенобарба. Ему дали при усыновлении имя Нерон Клавдий Цезарь и в 51 году был назначили наследником. В 54 году правитель был отравлен своей новой женой, которая добавила в грибы яд. Это сделало Нерона принцепсом в 16 лет, хотя сама вдова планировала править государством через сына.

Агриппина
Агриппина

Итоги

Калигула серьёзно нанёс удар по принципату своим правлением в глазах Сената. Его устранили те, кого он щедро награждал. Однако они же и помешали сенаторам сделать довести до конца их план по возвращению республики. Ими был выбран Клавдий.

Он получил власть, не желая её. И, возможно, он был не самым лучшим для этого кандидатом. Его личные качества, а ему приписывали, слабость, трусость и даже слабоумие, мешали ему править на уровне Августа. Однако, только Тиберий и он, в череде безумных императоров, смогли хоть что-то сделать для Рима полезное. Остальные лишь вредили.

Клавдий, трудясь на ослабление позиций Сената смог не допустить ухудшения отношений между ними как это случилось во времена его предшественника Калигулы. Он усилил монархическую власть, добавив другой путь для желающих построить карьеру и именно эта дорога приведёт к расширению бюрократического аппарата империи в дальнейшем. Ну и нельзя забывать о его успехах во внешней политике, что пусть и не делает его выдающимся правителем, но выделяет его на фоне его предшественника и наследника.

Как вы относитесь к Калигуле и Клавдии? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо за внимание!