Цикл Эльзы Триоле «Нейлоновый век» включает три романа: «Розы в кредит», «Луна-парк» и «Душа». Я прочитала первых два.
«Нейлоновый век» относится к позднему творчеству писательницы: «Розы в кредит» были написаны в 1959, а «Луна-парк» в 1960-м, когда Эльзе Юрьевне было уже 63-64 года.
Нелегко, наверное, было ей, рождённой в Москве в конце 19 века, принимать научно-технический прогресс, который с середины века 20-го начал ускоряться с каждым десятилетием всё быстрее, все те новшества, которые поначалу, по мере своего появления, казались невероятным прорывом, значительно улучшающим и облегчающим жизнь людей, а впоследствии оказалось, что это – иллюзия, подделка. Всё это явственно сквозит в романе «Розы в кредит». Но не только это. Сейчас, перечитывая этот роман, я увидела в нём то, что упустила раньше, а именно, жестокую правду о реальной жизни простых французов в 50-е, послевоенные годы.
Триоле, Э. Розы в кредит.
Героиня романа – Мартина Донель – родилась не просто в бедной семье, а в полной нищете. Возможно, Эльза Триоле преувеличивает, описывая хижину в лесу без малейших удобств, постели из соломы без белья, крыс, бегающих днём по столу; даже становится непонятно, как в такой семье могла родиться девочка, которую тошнит от запаха нечистого тела. Но мысль автора вполне понятна. Её героиня с самого раннего детства мечтала о другой жизни – красивой – даже не в плане богатства, а именно красивой – чтобы одежда идеально выстирана и выглажена, ногти – розовые и без единого заусенца, мебель – яркая, современная, с пластиковыми сиденьями, которые так хорошо моются, ну и все прочие блага цивилизации чтобы имелись в наличии – стиральная машинка, телевизор… Ах, да, самое главное – муж! Мужа Мартина выбрала себе ещё в подростковом возрасте, и тоже исходя из реальности – не красавца-киноактёра с обложки журнала, а мальчика из своей же деревни, Даниеля.
Ей повезло: мама подруги, полюбившая Мартину как родную дочь, забрала её с собой в Париж, устроила на работу по современным меркам не так чтобы очень – маникюршей, но именно такая работа Мартину вполне устраивала, ведь она работала в салоне красоты и сама эту красоту в какой-то мере создавала.
Получила она и Даниеля, и любовь ей выпала – жить бы да жить. К тому же Даниель вполне соответствовал её представлениям о красивой жизни – и собой был хорош, и одевался хорошо, и работал на ферме своего отца, выращивая розы. Красота!
Но слишком они были разными – Даниель и Мартина. Она хотела жить в Париже, работая в две, в три смены, копя деньги на приобретение очередного предмета обстановки в небольшую, но собственную квартирку, влезая в кредиты, но постепенно воплощая в жизнь свою нехитрую мечту…
А он хотел вывести новый сорт роз, красивый, с тонким ароматом, и назвать его в честь любимой жены – «Мартина Донель». Он любил её, ненавидя в ней её страсть к приобретательству, её безвкусицу, её ограниченность.
Эльза Триоле своим романом выносит строгий приговор мещанству в лице Мартины Донель. А мне совсем не хочется её осуждать. Ну за что? Выросла девчонка в нищете, принца на белом коне не ловила, бриллиантов с мужа не требовала, не воровала, хотела жить красиво. Не её вина, что её понятия о красоте не совпадали с понятиями о красоте её мужа. Многие тогда, наверное, поддавшись веяниям времени, выбросили из домов устаревшую дубовую мебель, заменив её лёгкой и яркой пластиковой, понакупили себе нейлонового белья, отправив на тряпки неэлегантное хлопчатобумажное… Кто же знал, что не пройдёт и полвека, и мы поймём, что к чему, узнаем истинную ценность вещей…
А Даниель всё-таки вывел новый сорт розы – «Мартина Донель».
Триоле, Э. Луна-парк.
Героиня второго романа цикла – полная противоположность Мартине. Это героическая женщина, лётчица Бланш Отвилль. Композиция этого романа гораздо сложнее, чем первого. Несколько сюжетных линий, главная героиня появляется только в письмах любивших её мужчин, но эти письма оказывают решающее влияние на жизнь второго главного героя – известного режиссёра Жюстена Мерлэна.
Закончив съёмки очередного фильма, он покупает себе домик в провинции с садом, со всей обстановкой и утварью, книгами и бумагами. И вот в бумагах он находит эти письма, адресованные бывшей хозяйке дома. Письма шикарные, любовные, так уже давно не пишут (сразу вспомнился роман «Зоо» Шкловского: может быть, Эльза Юрьевна использовала в романе письма, когда-то адресованные ей?). Читая эти письма, Жюстен, что называется, зажёгся вслед чужой любви, горько сожалея, что его самого обошла такая яркая любовь. И он, решив снять фильм о жизни Бланш Отвилль, круто меняет свою жизнь, отправляясь на поиски пропавшей лётчицы в Сахару. И как знать, может найдёт её и подарит ей букет роз из её (его) сада.
«Весной трава растет быстро, он посадит цветы и обязательно новую розу, получившую приз в Багатели: розу «Мартина Донель»… Говорят, формой она похожа на наши современные розы, но у нее чудесный аромат старинных роз. Пунцовая, очень темного тона».
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/7483FD625B83FC5C.html