Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Почему арабы сумели победить персов и греков и основали халифат?

Историки Золотого века ислама очень постарались, чтобы живописно описать джахилию – предшествующий мусульманской вере период арабской истории, который стал синонимом первобытной грубости, жестокости и нeвeжecтвa. Они делали это искренне, чтобы показать всем цивилизованным людям, сколько возможностей принес востоку ислам. Во многом, эти книжники были правы, но ошибались в том, что арабы до прихода Мухаммеда являлись не такими уж дикими.

Аравия всегда представляла из себя климатически сложный регион. Но в 7-м веке там существовало множество торговых городов-государств с собственными флотами и верблюжьими караванами. Они обеспечивали постоянное сообщение между странами Средиземноморья и Индией, были весьма богатыми и ничуть не отсталыми в культурном смысле.

Мекка, расположенная в сердце караванных путей, стала местом проведения крупного базара – со временем она сумела получить неприкосновенный статус и по этой причине оказалась центром арабских языческих культов. А на юге существовали достаточно крупные политические объединения – еще сто лет назад они являлись центрами могущественных христианских и иудейских царств.

Так, что, арабы могли и в науку, и в политику, и с давних времен являлись признанными мастерами трансконтинентальной торговли. И кроме того – являлись умелыми и выносливыми воинами, ведь изнеженные люди не выживают в пустыне. Горожанам и кочевникам, жившим родовым строем, не хватало только одного – единства.

Греки и персы начали сражаться друг с другом за тысячелетие до пророка Мухаммеда. В этом эпичном противостоянии не раз был близок к поражению и запад, и восток. И когда на место эллинистических государств пришли римляне, а тех сменила более компактная, но лучше управляемая Византия, геополитическая ситуация ничуть не изменилась.

-2

К началу столетия стороны провели серию разрушительных войн. В конечном счете персы на время захватили весь христианский восток и угрожали Константинополю, но греки с огромным трудом вернули эти владения. Таким образом, правители единой Аравии для своего вторжения выбрали очень удобный момент.

Бедуинские племена терзали цивилизованные земли своими набегами многие столетия. Поэтому и Византия, и Персия со временем выработали методы борьбы против них. Первые прикормили арабскую христианскую династию Гассанидов – это были эмигранты из Йемена, которые правили Восточной Палестиной в 3-7-х веках. Вторые подружились с Лахмидами – космополитическими царями Южной Месопотамии. Клиенты крупных империй исторически враждовали между собой, а потому с удовольствием стояли на страже бедуинских набегов.

Но в начале 7-го века они осознали, что получают не так уж много выгод от своих патронов. И предложение Мухаммеда и его наследников сменить сюзерена многими было воспринято вполне позитивно. Халифат атаковал беззащитные византийские и сасанидские грвницы, и великие империи не имели сил, чтобы их защитить.

В крупнейших для мусульман битвах при Кадисии и Ярмуке на стороне уммы сражались цивилизованные арабы, знавшие, как дать отпор современной армии – фаланге, легионам и слонам. Вместе с бедуинскими контингентами они составили очень внушительную силу.

-3

Другая причина арабских побед – это география. Никто и никогда не мог предотвратить от набегов огромную границу с аравийскими кланами, тогда как последние были прекрасно защищены пустыней от военных вторжений. Зато сами мусульмане со временем стали настолько организованными, что легко могли перебросить через пески десятки тысяч человек. Халид ибн аль-Валид, крупнейший из полководцев халифата, впервые за историю человечества сумел провести крупное войско через Сирийскую пустыню. Греки этого не ожидали, а потому не смогли отразить удар.

И вскоре оказалось, что богатые и населенные провинции каждого из противников устали от власти имперского центра и готовы были отпасть. Наполовину арабская Месопотамия, где долгими столетиями находились столицы персов, а также экономический центр их огромной державы; процветающие Сирия и Египет, житницы Византии и всего запада, были населены монофизитами, которые не доверяли православным Константинополя. Палестина имела крупное арабское население.

-4

В общем, после первого натиска территория халифата увеличилась в несколько раз, причем, это уже были не пустынные, а весьма благоприятные земли. А дальше все решил религиозный фанатизм и стремление к добыче, которой было много в еще не захваченных городах.