Для режиссёра Германа Лаврова мелодрама «Оставить след» (1983) стала единственным самостоятельным фильмом. Как и некоторые его коллеги,
Лавров начинал кинокарьеру в качестве оператора,
неоднократно работал с Михаилом Роммом и Марленом Хуциевым, а потом попробовал и самостоятельно снимать. В конце семидесятых появилась очень удачная лента, созданная Лавровым в сотрудничестве со Станиславом Любшиным — «Позови меня в даль светлую» (1978), которую не успел сделать Василий Шукшин. А через несколько лет вдохновленный режиссёр принялся за собственную картину, в которой любовь переплелась с производственной темой.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Главной героиней сценария Александра Розина стала студентка Нина Денисова, приехавшая в составе концертной бригады на большую стройку. Там Нина оказалась не просто так: на стройке работает её школьная любовь Толик Смородинцев.
Молодые люди встречаются и проводят чудесный день, который заставляет Нину поверить, что влюблённость взаимна.
Девушка решает остаться на стройке, чтобы быть рядом с Толиком. Правда, у Толика планы иные, а полудетские симпатии Нины ему были интересны лишь разово. К тому же начальство сразу же отправляет парня в командировку, после которой он берёт длительный отпуск, забыв про Нину, которая пытается устроиться на новом месте. Девушка усердно будет разыскивать любимого, найдёт новых друзей, узнает обратную сторону этой самой большой стройки и столкнётся с трагедией.
В образе бойкой влюблённой студентки Нины Герман Лавров увидел 25-летнюю Светлану Петросьянц (в титрах она указана под фамилией супруга — Колышева). К тому моменту у Светланы уже было несколько ролей, хотя самой яркой работой стал всё же дебют в комедии Аллы Суриковой «Суета сует» (1979), где Петросьянц снялась ещё студенткой.
А вот безалаберным Толиком стал Сергей Проханов, который тогда усердно избавлялся от образа парня-симпатяги, прилипшего к нему после главной роли в комедии «Усатый нянь» (1979). После выхода этой замечательной доброй ленты режиссёра наперебой предлагали Проханову роли положительных героев, но это амплуа актёру уже поднадоело, его стали больше интересовать персонажи неоднозначные, а иной раз и отрицательные. И как раз такой образ предложил ему Герман Лавров.
Подругу Нины Тамару сыграла Татьяна Догилева. Гримёры сделали Татьяне рыжую шевелюру, и это довольно необычно: актрису мало где увидишь с таким цветом волос. Кстати, буквально в следующем году Светлана Петросьянц и Татьяна Догилева снова окажутся на одной съёмочной площадке: это будет фильм «Нежданно-негаданно» (1983), где Догилева блеснёт в главной роли, а Петросьянц — во второстепенной.
В образе принципиального железнодорожного инспектора появился Лев Прыгунов, начальником строительного комбината стал Иван Рыжов, а скромным Борисом, который никак не может выбрать между Тамарой и мамой, — Александр Сафронов. Любопытную роль бывшего научного сотрудника, который на стройке работает уборщиком, получил Игорь Ясулович,
а в образе мудрой и сдержанной соседки и коллеги Нины Полины Петровны можно увидеть Любовь Соколову (тоже с непривычной причёской).
В фильме, вышедшем в весной 1983 года, прозвучала прекрасная музыка Исаака Шварца и песня Булата Окуджавы, и это — несомненное украшение и смысловое дополнение истории. В нём зрители увидели рабочую романтику гигантской стройки наряду с проблемами, которые почти неизбежны на производстве, и безответственностью некоторых работников, ведущей к неприятностям и катастрофам (которые на экране тоже случились). Сказать, что фильм «Оставить след» стал большим достижением, сложно, но он занимателен и своевременен. Ну а ещё посмотреть его стоит ради встречи с отличными советскими актёрами, неплохого сюжета и хорошей музыки.
А вы бывали на стройках-гигантах?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: