Одной из самых бесполезных любовниц английского короля Генриха VIII исследователи называют французскую фрейлину Джейн Попенкур.
Джейн была французской фрейлиной при королевском дворе Людовика XII , а затем при дворе короля Франциска I, но периодически ей приходилось служить и при английском дворе. Свое служение при английском дворе Джейн начала еще во времена правления короля Генриха VII, когда ее наняли наставницей в преподавании французского языка принцессам Маргарет Тюдор (в дальнейшем королевы Шотландии) и Марии Тюдор (в дальнейшем королевы Франции и супруги Людовика XII).
Как мы уже выяснили, вкус к изменам своей супруге Екатерине Арагонской и азарт пришел к королю Генриху VIII (сыну Генриха VII) во время французских военных походов. Так случилось и на этот раз, но уже после похода.
Во время битвы при Шпорах 16 августа 1513 года войска короля Генриха VIII захватили ряд французских дворян, в частности герцога Лонгвиля. Пока суть да дело, а Генрих VIII еще оставался повоевать, герцога Лонгвиля отправили к супруге короля, королеве-регенту Екатерине Арагонской в Ричмонд. Королева сначала заточила герцога Лонгвиля в лондонском Тауэре, пока она занималась шотландским вторжением и битвой при Флоддене. Но проживал он в сносных условиях, не как пленник, а как гость. В Англии к герцогу Лонгвилю относились очень хорошо, с должным уважением. Герцога использовали в качестве дополнительного посла при организации свадьбы Марии Тюдор и Людовика XII. А на церемонии бракосочетания Марии Тюдор в Гринвичском дворце 13 августа 1514 года герцог Лонгвиль заменил Людовика XII.
Хотя герцог Лонгвиль еще с 1504 года был женат на Йоханне Хахберг-Заузенбергской, дочери Филиппа Хохбергского, в английском "плену" он завел себе любовницу, как раз фрейлину Джейн Попенкур, благо условия дозволяли. Герцог Лонгвиль был знаком с Джейн еще при французском дворе, но об этом мало кто знал, и соотечественники были представлены друг другу заново по прибытии герцога в английский двор. Вскоре между Джейн и Лонгвилем завязался скоротечный роман. Но если к герцогу Лонгвилю все относились с уважением при дворе, как к послу, то роман с ним нанес ущерб репутации Джейн. Девушке было приблизительно - 25 лет - критический возраст для замужества, а она имела неосторожность открыто крутить страстный роман с женатым человеком. В конце концов в 1514 году герцог Лонгвиль вернулся во Францию, а Джейн поначалу осталась при английском дворе, из фрейлин ее расжаловали до звания служанки принцессы Марии, сестры Генриха.
И надо же такой беде случиться, в 1513-1514 гг. Генрих VIII обратил внимание на служанку своей сестры Джейн, как на "военный трофей", бывший в романтических отношениях с другим "военным трофеем" - пленником, герцогом Лонгвилем. Очевидно Джейн напомнила Генриху его романтические связи и кратковременные романы в походе во Францию. Кроме того, супруга короля Елизавета за эти полтора-два года успела потерять двоих новорожденных, то есть поминутно пребывала беременной, отвратительно себя чувствовала и особо не обращала внимания на мужа. Между Генрихом и Джейн завязала короткий тайный роман. Король даже дарил ей небольшие подарки. Но против Джейн ополчился весь двор, ее больше не приветствовали при английском дворе, и она очень желала наконец-то вернуться во Францию. Как раз к концу 1514 года у Генриха появилось новое увлечение в лице 15-летней фрейлины Бесси Блаунт, и король перестал реагировать на 25-летнюю Джейн. Но он презентовал ей 100 тысяч франков отступных. Попенкур вот-вот должна была выехать во Францию, сопровождая свою госпожу.
Однако, историки утверждают, что когда французский жених, король Людовик XII увидел имя Джейн Попенкур в числе служанок будущей королевы Марии, он был страшно взбешен. Король кричал, что он предпочел бы, чтобы Джейн была казнена или чуть ли не сожжена заживо (это метафора), ее романы с герцогом Лонгвилем и тем более с английским королем Генрихом VIII бесили Людовика. В итоге Людовик не позволил такой аморальной женщине, как Джейн Попенкур, прислуживать его новой жене Марии.
Известно, что Джейн некоторое время переживала этот гнев короля в Англии, а после смерти Людовика, вернулась во Францию, в 1516 году, и у нее опять возобновился роман с герцогом Лонгвилем. Дальнейшая судьба Попенкур неизвестна. Но считается, что она умерла скоре после возвращения во Францию.
Однако Джейн Попенкур своими скоротечными романами успела оставить свой глубокий след в истории, в Париже в честь нее названа улица Попенкур, которая находится между бульваром Вольтера и улицей Фроман, на ней стоит Театр бутоньерок.
Алена Л.