Сейчас расскажу и покажу вам нечто удивительное и прекрасное.
Этот экспонат мы всей семьей давно и нежно любим отдельной любовью, нежели всю остальную коллекцию музея.
Меж тем, эта печь действительно говорит, правда, иногда мудрыми, а иногда весьма двусмысленными изречениями.
Но сначала давайте немного введу вас в курс дела.
Сюжетный изразец 17-18 века — это особенное направление в русской керамике. Родилось оно как подражание голландским образцам, но все-таки с русским колоритом.
Изразцы использовали в облицовке печей для богатых домов дворян и купечества.
Оформленная таким образом печь была главным украшением интерьера тех лет.
Как правило, цветовая гамма была небогатая, зелено-жёлтая с коричневыми элементами, а изображения сопровождались пояснениями.
Конечно возникает вопрос, откуда же брались сюжеты для таких изразцов?
И я на него отвечу.
Есть такая книга "Символы и Эмблемата", выпущенная в 1705 году в Амстердаме и, естественно, привезенная в Россию Петром I.
Как известно, царь и сам увлекался печатью и изготовлением гравюр.
В книге содержались все основные образы того времени, как светские, так и церковные.
Петр проникся идеей познакомить русский народ с этой графической азбукой.
Вернувшись, царь, не жалея сил, проследил, чтобы книга перепечаталась самым большим тиражом и была распространена как можно шире среди населения.
Книгу было велено продавать всем сословиям, кто бы ни пожелал ее купить.
Этот исторический момент считается основой зарождения символики в русском изобразительном искусстве. Он определил набор символов и эмблем в работах русских мастеров 18-19 века. Особенно четко это прослеживается в создании гербов российских городов.
Но вернемся к печке.
Достаточно посмотреть на некоторые страницы, которые я приведу ниже, и станет понятно, чем вдохновлялся наш неизвестный мастер 18 века.
Перед нами печь с изразцами 18 века, на которых изображена своего рода летопись, сценки из жизни героя.
Это как бытовые дела вроде охоты и отдыха с друзьями или прогулки с женщиной, так и представления человека о мире, находящимся за пределами губернии, в которой он родился.
Иногда это нравоучительные памятки, иногда события из жизни, или что-то, что удивило или потрясло нашего героя.
Печь не рабочая, имеет чисто декоративный характер, и собирает вместе целую историю, написанную в керамике и кропотливо собранную с разных губерний и уездов России.
Ну и бонус:
В Петербургском Этнографическом музее, в его фондах, кроме этой печи, хранится более 3000 уникальных сюжетных изразцов на самые разные темы.
Фото и текст ©Аглая Ненаглей
Обязательно поставьте лайк и подпишитесь на канал, так вы точно не пропустите ничего интересного из жизни в Петербурге!