Найти в Дзене
Аглая Ненаглей

Говорящая печка в Этнографическом музее, на которую мало кто обращает внимание

Сейчас расскажу и покажу вам нечто удивительное и прекрасное.

Этот экспонат мы всей семьей давно и нежно любим отдельной любовью, нежели всю остальную коллекцию музея.

Меж тем, эта печь действительно говорит, правда, иногда мудрыми, а иногда весьма двусмысленными изречениями.

Но сначала давайте немного введу вас в курс дела.

Сюжетный изразец 17-18 века — это особенное направление в русской керамике. Родилось оно как подражание голландским образцам, но все-таки с русским колоритом.

-2

Изразцы использовали в облицовке печей для богатых домов дворян и купечества. 

Оформленная таким образом печь была главным украшением интерьера тех лет.

-3

Как правило, цветовая гамма была небогатая, зелено-жёлтая с коричневыми элементами, а изображения сопровождались пояснениями.

-4

Конечно возникает вопрос, откуда же брались сюжеты для таких изразцов?

И я на него отвечу.

Есть такая книга "Символы и Эмблемата", выпущенная в 1705 году в Амстердаме и, естественно, привезенная в Россию Петром I.

Как известно, царь и сам увлекался печатью и изготовлением гравюр.

Титульный лист первого издания "Символы и Эмблемата", фото из Интернета
Титульный лист первого издания "Символы и Эмблемата", фото из Интернета

В книге содержались все основные образы того времени, как светские, так и церковные.

Петр проникся идеей познакомить русский народ с этой графической азбукой. 

Перепечатанное Петром издание, фото из Интернета
Перепечатанное Петром издание, фото из Интернета

Вернувшись, царь, не жалея сил, проследил, чтобы книга перепечаталась самым большим тиражом и была распространена как можно шире среди населения.

Книгу было велено продавать всем сословиям, кто бы ни пожелал ее купить.

Этот исторический момент считается основой зарождения символики в русском изобразительном искусстве. Он определил набор символов и эмблем в работах русских мастеров 18-19 века. Особенно четко это прослеживается в создании гербов российских городов. 

Но вернемся к печке.

Достаточно посмотреть на некоторые страницы, которые я приведу ниже, и станет понятно, чем вдохновлялся наш неизвестный мастер 18 века.

Лист из первого издания книги, фото из Интернета
Лист из первого издания книги, фото из Интернета
Лист из первого издания книги, фото из Интернета
Лист из первого издания книги, фото из Интернета

Перед нами печь с изразцами 18 века, на которых изображена своего рода летопись, сценки из жизни героя.  

-9
-10
-11
-12

Это как бытовые дела вроде охоты и отдыха с друзьями или прогулки с женщиной, так и представления человека о мире, находящимся за пределами губернии, в которой он родился.

-13
-14
-15

Иногда это нравоучительные памятки, иногда события из жизни, или что-то, что удивило или потрясло нашего героя.

-16
-17

Печь не рабочая, имеет чисто декоративный характер, и собирает вместе целую историю, написанную в керамике и кропотливо собранную с разных губерний и уездов России.

-18

-19

-20

Ну и бонус:

-21

В Петербургском Этнографическом музее, в его фондах, кроме этой печи, хранится более 3000 уникальных сюжетных изразцов на самые разные темы.

Фото и текст ©Аглая Ненаглей

Обязательно поставьте лайк и подпишитесь на канал, так вы точно не пропустите ничего интересного из жизни в Петербурге!