Русские много веков идентифицировали себя с Европой. Поэтому в «элиты» проходили те, кто идентифицировал себя европейцем аутентично. Теперь же в условиях разрыва с Европой возникла необходимость в артикуляции русской самоидентификации вне связи с европейством, но не как антиевропейскость.
Из моей философии сознания и философии потребностей следует, что под идентичностью следует понимать осознание субъектом наличия у него желания, которого не могут иметь другие субъекты. Причем субъектом может выступать как индивид, так и группа индивидов. В последнем случае представители группы разделяют одно желание, и осознают, что этого желания нет у других групп или индивидов.
В связи с этим ставится задача: артикулировать, чего хотят русские люди, чего в принципе не могут хотеть люди других этносов.
Теперь нужно дать определение этноса. Изложением, как получены эти результаты, я займусь позже, а здесь только определение.
Я определяю этнос как патриархальную автаркию, отвечающую на основной этнический вопрос: почему мы вместе живем, не будучи родственниками? Возможны следующие ответы. Мы живем вместе, потому что живем: одной территорией – племя; одним промыслом – народность; одним языком – национальность; одной миссией – нация; одной жизнью – русский человек. Названия этносов могут не совпадать с тем, что под ними понимают и как называют их другие исследователи. Считайте их авторскими.
В связи с нашей ситуацией интерес вызывает нация. Нация задаёт себе следующие вопросы, производные от основного: куда идем, каковы наши цели, к чему стремимся, каким идем путем, какова цель развития и т.п. При этом вопрос о допустимости, нравственности использования определённых средств не ставится, потому что если не можешь пойти на что угодно ради своей цели или миссии и даже пожертвовать своей жизнью, то значит цель не достойная, не великая. Отсюда требование к национальной миссии: быть экзистенциальной. И принцип: цель оправдывает средства.
Историческая справка.
Нация Русь возникла объединением нескольких народов с целью утверждения самодержавия: никто нами не владеет, сами себя держим. В летописях это событие описывается как «изгнали варяг за море и стали сами собой владеть». Сколько времени успешно владели, летописи не указывают, а предтечей упадка Руси следует считать Любический съезд князей, на котором был провозглашен принцип «пусть каждый держит отчину свою». Самодержавие не перестало быть миссией, а перестало быть общей миссией. В сущности, это означает, что единая нация Русь стала распадаться на отдельные как бы нации.
В это же время в Европе только начинается формирование мессианских идей на фоне апокалиптических ожиданий и царившей анархии. Образцом для подражания общественного устройства становится Русь, демонстрирующая процветание и артикулирующая: «быть нацией – это подчиняться общему закону» (Русская правда).
Копируя национальные порядки Руси население Европы до 14 века были нациями непроизвольно, что не означает неосознанно. Европейскость осознавалась, но не артикулировалась. Распад древнерусского государства стал для Европы разочарованием. С этого времени европейцы уже никогда не понимали русских. Подобное разочарование в распадающемся европейском мире испытываем мы сейчас. Только нам этот распад понятен, потому что знаком.
Поэтому нам понятен и европейский культурный идеал героя – Давид, победивший Голиафа. Герой «на расслабоне». Одним махом семерых побивахом. Согласно легенде, Давид победил Голиафа, потому что был истинным христианином, а Голиаф - язычником. Подвиг Давида имеет совершенно явный мессианский характер.
Русский культурный идеал героя – это три богатыря Васнецова. «Примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» Отсюда суть подвига в русском понимании – защита жизни, даже ценой своей жизни. Про человека, совершающего такой подвиг, можно сказать, что содержание его жизни есть жизнь других людей, что он не отделяет свою жизнь от жизни других: живет с людьми одной жизнью. Русские не живут по принципу: наши жизни важны, а другие не важны. Быть русским означает жить с людьми одной жизнью. Это есть ответ на основной этнический вопрос: почему мы живем, вместе не будучи родственниками? Потому что живем одной жизнью.
Миклухо-Маклай жил с аборигенами одной жизнью, а Джеймсу Куку важна была его жизнь. Поэтому первый прославился как великий исследователь, а второй как еда.
Жить одной жизнью – это более универсальный способ, чем жить одной территорией, одним промыслом, одним языком, одной миссией. Поэтому к русскому этносу присоединились сотни других этносов универсальным способом: просьбой о защите жизни. Каждый представитель этноса может жить жизнью своего этноса, а может научиться жить одной жизнью с русскими и стать русским. Каждый уникальный этнос по мере обрусения становится хранителем уникального народного творчества, ремесел и обрядов в универсальной форме искусства.
Живут ли члены других этносов друг с другом одной жизнью на самом деле – большой вопрос. А ответ: вообще-то нет. Русские, которые живут одной жизнью с немцами. американцами, французами, латвийцами и т.п. остаются русскими. Русские – единственный этнос, не образующий диаспор, потому что русские по определению те, кто умеет жить с любыми людьми одной жизнью, при этом ожидая, что так живут все. И всякий раз удивляясь, что это не так. С мучительной неохотой признавая, что только русским свойственно жить с людьми одной жизнью. Другие этого не хотят.
Русский этнос более древний, чем другие этносы, он начал формироваться раньше. Поэтому опережает в развитии этнического сознания все другие этносы. Есть ли этому объяснение? Да есть. Один косвенный намек, а второе – непосредственный ответ.
Косвенный намек выражается в особенностях национальных отличительных признаков.
В каждом случае национальная одежда – это повседневная одежда или обрядовая. Русская национальная одежда – парадная. Во всех случаях национальная архитектура бытовая, в случае русской архитектуры – храмовая. Во всех случаях национальный шрифт вырабатывается для удобства повседневного письма. Русский шрифт – заглавный. Народные песни, пляски, музыка и прочее у всех этносов житейские и обрядовые. Русские же «народные» песни, пляски и прочее — демонстрация искусства. Искусства владении голосом, телом, словом и прочим. Кроме того, у всех без исключения национальная высокая кухня обычная (высокое качество приготовления из обычных продуктов), русская же высокая национальная кухня – банкетная, для которой характерно оформление приготовленной живности в натуральном внешнем виде. Все это подсказывает, что русские так давно не национальность, что забыли, как это быть национальностью.
Прямое объяснение, почему русский этнос стал формироваться раньше остальных, обнаруживается в ответе на вопрос: что символизируют русские «национальные» особенности? Во всем угадывается один и тот же символ - огонь.
Женский кокошник, «луковицы» церквей, некоторые элементы внутренней архитектуры, например, колонны - это стилизованное изображение пламени свечи. Женщины в белом одеянии и церковные барабаны с куполом-«луковицей» - просто изображение свечи. Буква «О» тоже стилизует пламя свечи, а остальные буквы стилизуют огонь по возможности. И красные стяги тоже - огонь. А банкетная кухня демонстрирует искусство владения огнем. Добавим сюда факты: Россия имеет крупнейшие запасы энергоресурсов, Россия имеет самые передовые разработки в энергетике. Случайно ли это все совпадение?
Когда говорят, что человечество овладело огнем, то не задумываются о цене. Огонь – крайне опасная вещь. Детям спички не игрушка! Для обращения с ним требуется определенный уровень самодисциплины. Причем сначала дисциплина, а потом овладение огнём. Народы, пытавшиеся овладеть огнем в обратном порядке: сначала используем – потом вырабатываем дисциплину, до наших дней не дожили. Дожили те, у кого способность к дисциплинированности передавалась из поколения в поколение генетическим отбором. Очевидно, что потомки тех, кто первыми овладел огнем и имеющие сегодня передовые позиции в его извлечении и использовании - это самый дисциплинированный народ в мире. Иного не может быть.
Дисциплинированность – это культурность. Распространяя использование огня, энергетику, оружие по миру предки русского этноса вместе с этим распространяли и культ дисциплины. Это самый древний вид нашей культурной экспансии.
Современным же содержанием культурной экспансии русского этноса является понятие человечества. В человечество мы объединяем всех людей, которые, по нашему мнению, живут с другими людьми одной жизнью. И исключаем всех тех, кто демонстрирует неспособность или нежелание жить с людьми одной жизнью.
Русский человек хочет жить в человечестве, состоящем из различных этносов, в каждом из которых люди живут друг с другом одной жизнью.
Это мир, в котором нам комфортно, и в котором чувствуем себя безопасно. Идеальный мир, в котором комфортно и безопасно нашему этническому сознанию. И в этом мире по факту живем не только мы, но и другие этносы на территории России.
Европейцы, даже в высшей этнической самоидентификации, представляющие собой нации в принципе не могут этого хотеть.
Уже сегодня Россия является образцом устройства человечества на следующую тысячу лет. И поскольку этот образец находится в эксплуатации уже не одну сотню лет и доказал свою состоятельность, постольку Россия является примером для подражания всем этносам на Земле.
Сергей Дегтярев