Эта статья будет страшной. В ней я собрал воспоминания советских солдат, которые были под Сталинградом. Их эмоции смогли передать только они сами. Только через них можно понять через какой ад пришлось пройти красноармейцам...
Все железные дороги были уничтожены немцами с воздуха. Поэтому с подкреплениями были большие проблемы, так как все добирались пешком и только среди ночи. Нельзя было ни разговаривать, ни закуривать, иначе будет налёт.
Николай Маркин, пулемётчик, вспоминал:
Мы всё равно курили, хоть это и было под запретом. В шинели, в рукава пускали дым. По-другому было никак, а хотелось только лишь поесть и вздремнуть. В строю валились с ног, от желания поспать. Но, матерясь, шли дальше.
Земля дрожала, были видны только руины в огне и слышны взрывы за много километров.
"Сталинград был как извержение вулкана, сплошной пожар. Не было видно даже Волги, вместо неё - огонь. Вместо тёмной ночи тоже огонь, всё освещалось взрывами и огнём" - Воспоминания Надежды Пилипенко, работницы дивизиона в штабе.
Враг не жалел даже раненых солдат. Всё обстреливалось нацистами. Для бойца было большим счастьем добраться хотя бы до города и биться. А раненых еле как переправляли через Волгу.
Те, кто выживал, просто не верили в это. Кто-то даже с ума сходил от ужаса происходящего: "Это бойня! Эти... из трупов баррикады делают. Ужас охватывает, стреляешь в окопы, только бы с ума не сойти". - Воспоминания Алексея Гордеева, зенитчика.
Немцы знали как воевать и умели это делать.
В домах всё жгли из огнемёта, а по нам били прямой наводкой. Сначала была тяжёлая артиллерия, прямо перед атакой, а затем наступали солдаты. - Григорий Гуляев, разведчик.
Воевали за все дома, за улицы, за любое помещение. Красноармейцы сходили с ума, но стояли достойно солдату и сражались до победного. Они как могли обустраивали город для своей выгоды. Минировали каждый угол, из обломков делали маскировку, а танки зарывали в землю. Воевали как могли.
Вода была только в Волге - с кровью погибших и нефтью. Многие травились из-за этого - вспоминает Иван Игнатов, пехотинец.
Стоял запах горелого мяса и гнили. Он чувствовался везде и сказывался на состоянии психическом - вспоминал Глеб Каледа, связист.
И советские войска контролировали лишь малый участок земли, меньше километра! Со всех сторон наступали нацисты, а позади лишь Волга. Деваться было некуда.
Но Красная Армия выстояла. Это был настоящий ад, но врага удалось окружить и отбросить.