Ни один мастер, серьёзно относящийся к изучению боевых искусств, никогда не уходит на пенсию в плане прекращения тренировок и исследования Пути. В боевых искусствах не существует «пенсии». Любое боевое искусство – это Путь длиною в жизнь.
Есть высказывание, что жизнь необходимо прожить так, чтобы не оставлять за собой никаких незавершенных дел.
Людей со стороны всегда удивляет тот факт, что в боевых искусствах бородатые старцы частенько превосходят молодых и более сильных учеников.
Будо укрепляет наше здоровье, продлевает молодость и обостряет чувства. Но рано или поздно старость всё-таки берет свое. Не в плане того, что вы превратитесь в немощного, бормочущего что-то себе под нос, безумного старикашку. Или, что вас вышвырнут из додзё, которым вы так долго управляли. Просто необходимо быть достаточно мудрым, чтобы дать дорогу молодым, приспособиться к изменениям и наслаждаться прогрессом.
В Японии существует такое звание или титул «Го-Инкиё сама», где «Го» означает уважительное обращение, «Сама» более формальную версию «Сан», а «Инкиё» некое приватное место в частных владениях, для тех, кто ушёл на покой (могу ошибаться в нюансах, да простят меня японисты).
В старой Японии воины, дворяне и богачи часто уходили на покой, оставляли свои обязанности и бросали ежедневную суету. Вместо всего этого они посвящали себя искусствам, хобби или изучению чего-либо.
В сегодняшней Японии данный термин всё ещё используется. Бизнесмены и прочие профессионалы ждут этого момента. Можно встретить «Го-Инкиё сама» по всей стране: люди занимаются своим садом или другими умиротворяющими душу занятиями, на которые у них раньше не находилось времени.
Если говорить о додзё, то ушедший таким образом на покой Сэнсей не обязательно должен перестать посещать занятия, но им и не обязательно самим их проводить.
Например, Гичин Фунакоши в последние годы жизни, просто сидел на стуле в додзё, наблюдая за процессом обучения. Время от времени он мог позвать действующего сэнсея, чтобы дать какой-нибудь совет. В основном, конечно же, он позволял инструкторам заниматься своим делом и вырабатывать личностные качества необходимые для будущего лидера.
Западные же сэнсеи слишком уверены в том, что у них всё «под контролем» в плане физических возможностей. И эго здесь играет не последнюю роль. Они считают себя незаменимыми. Считают, что молодые сэнсеи могут обучать только начинающих и детей, но продвинутые вещи подвластны только им!
Хороший пример, это когда старый учитель объясняет что-то, чего уже сам сделать не может, но его эго не может с этим смириться и позволить ему отойти в сторону, дав дорогу молодым. В хорошем додзё должны быть старшие ученики, которые способны перенять бразды обучения.
Стоит помнить, что на каждого старого учителя, который всё никак не хочет смириться с отставкой, есть масса молодых учеников, которые думают, что они «готовы» стать сэнсеем, но на самом деле нет.
В моем понимании, хороший сэнсей не должен зацикливаться только на себе. Он обязан думать и о других, об искусстве в целом. Необходимо понимать, что ты не являешься пупом Земли, а лишь одним из звеньев соединяющих создателей стиля с будущими поколениями учеников.
Хороший сэнсей выковывает звенья цепи. А когда приходит время, он завершает процесс ковки, передавая эстафету своим ученикам. Он всегда будет оставаться для них сэнсеем и пользоваться уважением и у него всегда хватит мудрости, чтобы стать «Го-Инкиё сама».
А как вы думаете, уходят мастера на покой или нет?
⭐ Эксклюзивные материалы для спонсоров!