Воображение – одно из главных условий творческого успеха любого писателя. Конечно, без упорного труда и титанического терпения фантазия даже самого изобретательного автора останется лишь его грезой и никогда не дойдет до читателя. И все же горячая идея является непосредственным толчком к писательскому труду. Поэтому многие опытные и начинающие авторы не жалеют ни времени, ни сил на поиск вдохновения.
Известно, что самый лучший подсказчик писателю – это жизнь, которая порой преподносит такие сюжеты, которые Шекспиру и не снились. Популярные авторы описывали в своих произведениях собственный жизненный опыт. Например, М. Горький посвятил тяжелым детским годам автобиографическую повесть «Детство»; Э. Хемингуэй (в книге воспоминаний «Праздник, который всегда с тобой») и Л. Зорин (в лирико-ностальгической пьесе «Покровские ворота») отдали должное своей веселой, прекрасной юности.
Нередко хорошая книга талантливого автора способна подстегнуть воображение. Король ужасов С. Кинг советует своим коллегам читать все подряд, но, пожалуй, для написания хорошего произведения нужна именно хорошая книга. Например, на создание исторической драмы «Борис Годунов» А.С. Пушкина вдохновили исторические хроники У. Шекспира. Иногда красочная картина может вдохновить впечатлительного писателя на сочинение книги. Есть версия, что полотно К. Флавицкого «Княжна Тараканова» побудило писателя Г. Данилевского взяться на перо и описать историю этой авантюристки в одноименном романе.
Вообще, талантливый писатель черпает вдохновение во всем, что видит и слышит вокруг себя. Не каждому автору обязательно искать приключений и острых ощущений для сочинения хорошей книги. Например, талантливый советский писатель М. Пришвин просто наблюдал за красотами родной природы и описывал их в своих замечательных художественных этюдах. Порой семейные обстоятельства стимулируют фантазию авторов. Например, Р.Л. Стивенсон и А. Милн сочинили свои произведения про остров сокровищ и Винни-Пуха под влиянием совместных игр с детьми.
История богата сюжетами для хорошего романа. Дела давно минувших дней имеют особую притягательность для читателей, и сообразительные писатели умело их используют для своих романов. Например, А. Дюма-отец считал историю «гвоздем, на которую он вешал свои романы».