Как известно, нападение Гитлера на СССР было внезапным. Поэтому к июню 1941 года в рядах Красной Армии было недостаточно солдат и офицеров.
Сразу после начала боевых действий руководство страны объявило всеобщую мобилизацию.
«Под ружье» были поставлены миллионы военнообязанных запаса и добровольцев. Были даже сняты ограничения для многих категорий граждан, которым до этого было запрещено служить в РККА.
Потомки дворян, священников, купцов и иных «классово ненадежных элементов» теперь могли защищать страну от врага. Но и в столь критической ситуации остались те, на кого распространялся запрет о службе в действующих войсках. И запрет этот был основан на национальном признаке граждан.
Дезертиры.
Во многом запрет на фронтовую службу коснулся народностей Кавказа и Закавказских республик. Выяснилось, что свободолюбивые горцы не желают воевать за интересы СССР.
Например, среди ингушей процент дезертирства мог достигать 90 солдат из ста. Нередко жители труднодоступных горных поселений создавали бандитские группировки и пособничали немецким захватчикам.
Между тем, Кавказ был важным регионом с точки зрения обеспечения войск нефтью. Сталин не мог допустить перехода месторождений под контроль врага. Поэтому ингушей, чеченцев, даргинцев и других представителей кавказских народов не только перестали брать в армию, а даже стали насильно переселять в Сибирь и Казахстан.
Непригодность к боевым действиям.
Не брали на фронт и представителей среднеазиатских народов, а также принадлежавших к народам Крайнего Севера.
Узбеки, киргизы, эвенки, чукчи, нганасаны зачастую были малообразованны и с трудом интегрировались в структуру Советской армии. Порой препятствием было незнание русского языка.
Разумеется, было немало исключений. Казахская, узбекская, таджикская молодежь быстро обучалась и среди них немало героев. Чукчи и эвенки сыграли немалую роль в организации транспорта с Аляски в Сибирь, с их помощью на фронт шла немалая часть американского ленд-лиза. Но к боевым действиям их обычно не привлекали.
Но те, кто участвовал в сражениях, проявляли себя с наилучшей стороны. Особенно среди снайперов равных им не было. История Семена Номоконова тому подтверждением.
Неблагонадежность.
Разумеется, на фронт было запрещено брать представителей тех наций, чья армия воевала против Советского союза. Немцам, румынам, венграм, японцам и финнам служба в Красной армии была закрыта.
И это было справедливое решение руководства. Нередко такие граждане переходили на сторону врага. Поэтому эту категорию граждан привлекали только на тыловые работы.
Да, статистика не утешающая, но нельзя любой народ загонять под одну гребенку. Все же тут больше от человека зависит. Если человек сильный духом, то он сделает правильный выбор. У каждого народа есть свои герои, которыми можно гордиться по праву. Подскажите друзья, неужели какие то народы не брали на фронт? Люди ведь были на вес золота в то время.