1980 год открыл последнее десятилетие истории Советского Союза. Но граждане СССР об этом, конечно не знали и жили своей обычной жизнью, вместе с Леонидом Брежневым строили социализм. В стране мало что изменилось за годы его власти, по - прежнему было что есть, где отдыхать и что откладывать на сберкнижки.
Все радостно ждут первой Олимпиады на советской земле, и не обращают внимания на события в Афганистане. Но за один год отношение к афганской войне резко поменяется. В январе 1980 года "Правда" писала - решение о вводе спецконтингента в Афганистан было непростым.
Но беспокоиться нам не о чем, ограниченный спецконтингент вошел, чтобы быстро выйти, выполнив интернациональный долг. Планы Кремля ограничены контролем дорог и перевалов, воевать с мятежниками будет революционная армия, нами вооруженная и подготовленная.
И в программе "Время" первую половину года рассказывают о школах в Кабуле и поставленных нами тракторах, о боях и потерях новостей нет. Но уже в феврале 1980-го первый бой советской армии со времен войны. В битве за кишлак Шигал убиты и ранены 95 десантников элитного батальона ВДВ.
К концу года всему Союзу становится ясно, что это настоящая война, война надолго. Граждан знакомят с новыми словами "духи" и "душманы", а для родителей призыв в армию все больше становится страхом: "Вдруг сына отправят в Афган?"
Олимпиада-80 открыла нам мир коммунизма, в отдельно взятой Москве. Брежнев бросил все силы, чтобы принять иностранцев достойно. Проститутки, фарцовщики и бомжи вывезены в леса. Дети в пионерлагеря, иногородним билеты в Москву не продают, а москвичам рекомендуют уехать на дачи.
Столицу наполняют 80 новейших объектов и батальоны КГБ. "Лужники", "ЦСКА", Олимпийский городок, гостиницы "Космос", "Золотое кольцо" и "Измайлово", распахивают иноземцам двери. В магазинах Москвы все есть без талонов и очередей, и одинокие москвичи робко пробираются по опустевшим улицам, чтобы сорвать джекпот в забитых мясом и телевизорами универсамах.
В разгар Олимпиады умирает Владимир Высоцкий и выходит лишь два некролога. Но 110 тысяч москвичей собираются на похоронах, а милиция разгоняет людские толпы. В черном свитере и черных брюках Высоцкий лежит в белом гробу, горы цветов передают к нему тысячи рук по огромной людской цепи. Никто их не организовывал, и сила толпы пугает.
В сфере культуры граждане СССР под влиянием Олимпиады , тоже хотят что-нибудь новенького. Сначала в 1980 году в культуру стремительно врывается Грузия. Гражданка из Тбилиси и массажерка Давиташвили становится первым волшебником, называет себя Джуной. Все годы развенчивания религий насмарку, артисты и чиновники снова верят в чудеса и записываются к Джуне, чтобы наложить куда-нибудь её волшебную руку.
Первый грузинский рок-фестиваль легализует рок- музыку и открывает новые имена. Благодаря покровительству секретаря Шеварднадзе, "Машина Времени" и "Автограф" трясут волосами и гитарами со сцены, эпатируя приличную публику. На вызов русских рокеров отвечают мелодичные эстонцы, прибалтийские музыканты приносят в СССР особый, западный лоск.
Они поют интригующе, с акцентом. Яак Йола с волосами до плеч совсем не похож на Кобзона, а Анна Веске с упругими бедрами и в короткой юбке, быстро обгоняет в популярности скромную Валентину Толкунову. "Пазади кррритой поворот!!" - голосит молодая Веске, коверкая слова. А мы думаем что Яак Йола её хозяин и любовник.
В престарелом Кремле смерть собирает жатву. В декабре умирает Косыгин, автокатастрофа уносит первого секретаря ЦК Белоруссии Петра Машерова и на освободившееся место ЦК КПСС переводит главного по сельскому хозяйству Михаила Горбачева в члены Политбюро. Ему покровительствуют Суслов и Андропов, 48-летний Горбачев годится в им сыновья. "Перспективный парень!" - говорят Брежневу они.
Буду благодарен за Ваш лайк 👍 Группа Вконтакте | Одноклассники