Найти тему
7Дней.ru

«Император»: драма о подростковом насилии и его последствиях

Один из фаворитов кинофестиваля «Окно в Европу» выходит в прокат.

   «Император» (2022) Кадр из фильма
«Император» (2022) Кадр из фильма

В неблагополучном классе провинциального городка появляется новенький – его зовут Арс, он живет с невротичной мамой, конструирует фантастические (и, конечно, не работающие) механизмы для связи с мертвыми, интересуется японской философией и обладает недюжинными умом и выдержкой. Его появление дико раздражает главного задиру в классе – Нежинского по прозвищу Неженка, который сразу же пытается поставить задумчивого новичка на место. Но тот не лыком шит – на нападки отвечает силой духа, чем заинтересовывает и окружающих, уставших от агрессивного одноклассника. Конфликт между ребятами обостряется, когда на Арса начинает засматриваться главная красотка класса – Неженка совсем слетает с катушек и начинает портить жизнь конкуренту. И, сколько ни отвечай добром на зло, по-хорошему это все равно не кончится.

   «Император» (2022) Кадр из фильма
«Император» (2022) Кадр из фильма

Дебютантка Альфия Хабибуллина, режиссерка «Императора» получила сразу два приза за свой фильм на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге – «за дуэт антагонистов» (центральные молодые актеры Владимир Сарапульцев и Данил Тябин действительно выдающиеся) и приз голосования кинокритиков. В этом качестве картина умудрилась обскакать главного фаворита фестиваля – хулиганскую драму «Экспресс» Руслана Братова, буквально опередив его на несколько баллов. На тему подростковой агрессии в программе было сразу три фильма помимо «Императора». Драмы «Накануне» и «1000 дешевых зажигалок» – тоже небезынтересные картины, но, пожалуй, фильму Хабибуллиной удалось утереть им нос играючи. Эта лента выглядит куда более понятной для молодой аудитории, чем «Накануне», и более «взрослой» и взвешенной, чем «1000 дешевых зажигалок». И в этом заключается главное достоинство «Императора».

   «Император» (2022) Кадр из фильма
«Император» (2022) Кадр из фильма

В нем есть нетипичный конфликт: Арс, центральный герой, наделяется практически христианскими качествами – мудрый не по годам и по-хорошему расчетливый в тактике противостояния своему врагу, он не отвечает насилием на насилие, не демонстрируя при этом слабость. Он действительно «император» положения: до последнего ведет честную игру, уважая своего оппонента и не давая ему установить превосходство. Неженка же ведет себя как настоящий «царь»: наседает со свитой из гопников, не чураясь любых средств достижения своих целей, и в конечном счете проигрывает – свои же отворачиваются от в конец заманавшего всех своими выходками лидера, который только и может, что бычить да скалиться. К сожалению, финал в фильме все равно печальный – в такой схватке победителем выйдет лишь кто-то один.

   «Император» (2022) Кадр из фильма
«Император» (2022) Кадр из фильма

«Император» показывает, что свойство настоящего человека – оставаться этим самым человеком и не оскотиниваться, доводя себя до крайней степени морального уродства. При этом самого Арса постоянно преследуют соблазны своим приобретенным авторитетом воспользоваться, и об этом в том числе сам фильм – как не перейти черту и не превратиться в Неженку, в зарвавшегося от безнаказанности тирана, который привык оправдывать свои действия тем, что он всего лишь ребенок. В позднем СССР такое кино назвали бы «воспитательным» и включили бы в школьную программу где-то рядом с «Чучелом», но мы пока что туда еще не вернулись, поэтому «Императора» стоит смотреть не только для того, чтобы как-то себя «воспитать». А лишь с простой и понятной целью – напомнить себе о том, как важно не позволить воронке насилия, особенно детского, разрастаться.