Сегодня день рождения известной балерины, ей могло бы исполниться 97 лет. Изящный повод вдохновиться двумя сыгранными ею ролями вне сцены: женщины-музы и счастливой жены
Муза
Звезды уровня Улановой, Павловой и Плисецкой в советское время были личностями космических масштабов. Машины с ними, действительно, поднимала толпа и на руках относила от театра до входа в отель. Примам посвящали стихотворения, музыку, возводили прижизненные памятники, к их ногам возлагали признания в любви и неподъемные корзины цветов. Например, у Майи Михайловны был не один, а двакрепких мужчины-охранника, собиравших еетяжелые букеты.
Сложно представить сегодня личностей такого же масштаба, которые прославилисьсвоим талантом и преданностью искусству. Публика восхищалась Плисецкой, благодарила за возможность почувствовать близость к прекрасному, услышать рвения своей души.
Только в Большом театре Майя Плисецкая выходила «умирать» в образезнаменитого лебедя более 800 раз. «Я каждый раз —разная», —говорила она. Советская власть шестьлет не пускала ее на гастроли с театром, боясь, что она уедет и не вернется. «Я была придворная балерина, которой хвалились», — отмечала Майя.
Верная себе и искусству, Майя Михайловна безупречно выглядела всегда, на протяжении 89-ти лет жизни.«От морщин никуда не деться. Но молодящийся старичок или старушка —это смешно. Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет —это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно —ухожено оно или запущено», — делилась Майя Михайловна.
На концерте к своему 85-ти летию она дважды танцевала на бис поставленный под нее номер Мориса Бежара. Возраст не был пределом для ее выхода на сцену. Сначала балерина одевалась у фарцовщиков, затем у французских художников. Плисецкая была дружна со многими кутюрье. Ее окружали интеллигентнейшие люди имастера своего дела.
Когда Пьер Карден создавал ей сценические костюмы, публика об этом не знала —Министерство культуры не допускало упоминания имени иностранного художника на советских афишах.
Плисецкую в жизни одевал и Жан-Поль Готье, и Коко Шанель, и Ив Сен-Лоран. Ей дарили наряды, цветы и подарки, будто возносили подношения живой богине. Майя Михайловна была такой женщиной, которую хотелось одаривать, на неехотелось смотреть.
Жена
С будущим мужем Родионом она познакомилась в гостях у Лили Брик. Дама сердца ВладимираМаяковского устраивала салон у себя дома на Кутузовском, куда съезжалась советская интеллигенция.Первое, на что в друг другеобратили внимание будущие супруги —талант. Щедрин увидел вПлисецкой балерину с абсолютным слухом и чистым голосом, а Плисецкая в Щедрине —талантливого музыканта, музицировавшего в гостях.
За 57 лет брака артистки и композитора родилось много совместного творчества. Он часто играл ей, а она импровизировала. Щедрин посвящал Плисецкой балеты, которые она танцевала на сцене.
«Я абсолютно завишу от музыки, как мне играют, так я танцую. Если играют плохо, я танцую плохо. Какой инструмент, такой и будет инструмент внутри меня: если скрипка, я танцую лебедя, если виолончель, то это уже другая птица», — делила Майя Михайловна.
Родион был на каждом ееконцерте, сидел в зале с охапкой цветов. «Я просто очень сильно полюбил Майю», — делился своими переживаниями Щедрин.
«Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное —у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?», — сказала Майя Плисецкая в одном из многочисленных интервью.