Найти тему
Natalie Efimova

К 100-летию Юрия Кнорозова

Негромко сегодня прошел юбилей. Может, я просто что-то пропустила. Да и сама подготовилась кое-как, хотя на рабочем столе давно лежат заметки по теме. Мы с дочерью, чрезвычайно увлеченной языками, большие поклонники этого человека, документальный фильм о нем пересматривали много раз. Он наш кумир в хорошем смысле слова. Очень огорчаемся, когда в эфире снова повторяют небылицы о нем. Тем более, что невольно в курсе разлада его питерской семьи с московской исследовательницей научного наследия Юрия Валентиновича, который начался с того, что "накануне похорон та вынесла из квартиры Юрия Валентиновича его архив и личные вещи, которые удалось вернуть только после обращения в милицию", в то время, как он четко обозначил в своем завещании, что "всё имущество Ю. В. Кнорозова, где бы оно ни находилось и в чем бы оно ни заключалось", принадлежит его внучке Анне Масловой.

Так же семью возмутило то, что всюду говорят и пишут, что ученый в 1999 году умер "одинокий, всеми забытый, в коридоре больницы".

По словам дочери, идет это с подачи той самой исследовательницы - не буду называть ее имя, оно широко известно знатокам вопроса, а я, извините, не вхожу в число свидетелей. Дочь Кнорозова Екатерина Маслова лишь возразила ей: "Жена не могла доехать до него из-за больных ног - ей тогда было 77. А я навещала отца в день накануне смерти".

Сердце его остановилось на рассвете, в 6 утра. Родные не могли предвидеть...

Всё это я узнала из книги, которая не оцифрована, хотя вышла в Санкт-Петербурге в 2018 году. Читала ее в PDF-формате.

Вот так выглядит ее титульный лист.

-2

В предисловии его ученица и коллега, этнограф, доктор исторических наук, составитель и ответственный редактор издания Маргарита Федоровна Альбедиль, в частности, писала:

"Дешифровка письменности майя - не единственная заслуга великого ученого. Без его руководства была бы невозможна работа по дешифровке протоиндийской письменности, достижения в исследовании письма кохау ронго-ронго (остров Пасхи) и айнской пиктографии. "Всесторонне изучив объект", как он говорил, ученый полностью погружался в исследуемую проблему и словно вживался в нее, сделав неотъемлемой частью своей жизни. За чашкой кофе он мог так рассказать "о делах в Юкатане", в Хараппе или на острове Пасха, что складывалось впечатление, будто он только что оттуда вернулся. Порой казалось, что Юрию Валентиновичу проще вывести замысловатый иероглиф майя или протоиндийского письма, чем написать что-нибудь по-русски".

Из биографии, подготовленной дочерью и внучкой, я узнала, что родился Юрий Валентинович в поселке Южный Харьковской области, куда направили его отца, должность которого, воспроизведенная, очевидно, по документам, выглядит сегодня необычно - директор-полковник пути и строительства, начальник отдела огнеупоров Управления заводами стройматериалов. Бабушка была первой народной артисткой Грузии со сценическим псевдонимом Забель, по национальности, скорее всего, армянка. А мама Александра Сергеевна Макарова - родом из Великого Устюга, большая патриотка родного города.

Одна страница книги с фото, предоставленными семьей. Обычно вы видите Кнорозова с его знаменитым соавтором - кошкой Асей. Но здесь в руках нечто иное.

-3

Дальше я коротко - по основным вешкам. Историческое образование получил в МГУ, а работу - в Музее этнографии народов СССР в Ленинграде, куда и переехал. Там познакомился и подружился с Львом Николаевичем Гумилевым, который, кроме прочего, изучал историю кочевых народов Евразии. Ему, кстати, принадлежит актуальная нынче цитата:

"Знаю одно и скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство".

В качестве свидетельства дружбы двух ученых предоставили книгу с дарственной надписью:

-4

И упомянули, что мама Гумилева Анна Андреевна Ахматова подарила однажды Кнорозову берет.

Еще два фото из семейного архива. На одном из Юрий Валентинович с дочерью Катей. На втором - в берете. И я все время думаю - не в том ли самом?

-5
-6

Биография изложена не литературным слогом, без словесных кружев, модного хайпа. Скорее всего, записана кем-то из научных сотрудников со слов родных людей. Но в ней много простых бытовых деталей, которые меняют наше представление о Кнорозове, как о замкнутом мрачном ученом чудаке.

Вот так дочь и внучка закончили свой рассказ:

"Юрий Валентинович хорошо ладил с маленькими детьми, обожал животных, особенно кошек. На знаменитой фотографии Юрий Валентинович запечатлен с кошкой Асей (Аспидом), которая однажды даже стала "соавтором" его статьи. Два сиамских кота, с одним из которых сфотографирован Юрий Валентинович, жили в семье не очень долго. Потом 15 лет жила обычная полосатая кошка, затем белый кот, который пережил ученого на восемь лет. Все животные очень любили Кнорозова и предпочитали спать только с ним. Юрий Валентинович коллекционировал приправы. Кулинаром он не был, хотя простые блюда приготовить мог, обожал острое, особенно хрен, считая его очень полезным. Любил цветы, комнатные растения, за которыми сам с удовольствием ухаживал — регулярно мыл в ванной, подрезал, подкармливал. Любил порядок, быстро приучил дочь, а потом и внучку класть вещи на свои места — объяснял, что если вещи нет на месте, много времени тратишь на ее поиски. Телевизор практически не смотрел, предпочитал только детективы. В комнате тихо, как фон, постоянно работало радио. Не любил ходить по магазинам, но с удовольствием посещал рынки. К своей одежде относился с полным равнодушием, привыкал к вещам и отказывался с ними расставаться, пока они не изнашивались. Любил тепло. Постоянно что-нибудь читал, любил стихи, русскую классику (Пушкина, Лермонтова, Гоголя), детективы, А. Конан-Дойля, Э. По, В. Скотта, А. Дюма. С удовольствием играл в нарды. Сам сделал доску для игры и научил родственников (сказалось кавказское происхождение). В повседневной жизни Юрий Валентинович не был склонен к экстравагантным поступкам, многие истории о его "причудах" выдуманы недобросовестными людьми. Образ чудаковатого гения, характерный для профанной массовой культуры, никак не соответствует реальному Юрию Валентиновичу Кнорозову, который был большим ученым и добропорядочным гражданином, преданным своему делу и семье.

Е.Ю. Кнорозова, А.А. Маслова".

******

Я читала этот сборник научных работ года два назад. Не могу сейчас найти всех нужных пометок. Жизнь изменилась, многие планы спутала, отодвинула. Но, конечно, не навсегда. И если вы не осилите довольно сложные 596 страниц, я однажды вернусь и расскажу о самых интересных эпизодах жизни этого удивительного человека - с его же слов, которые можно прочесть между строк научных статей. А там заметны и юмор, и самоирония, есть совершенно замечательно написанные эпизоды:

"Перевел я на русский язык книгу испанского миссионера Диего де Ланды (...) и к своему ужасу обнаружил, что у майя были и письменность, и армия, и административный аппарат, значит у них было государство! А у Энгельса сказано, что майя достигли лишь состояния варварства. Попробуй в 1955 г. скажи что-нибудь против Энгельса, времена были еще сталинские! Сразу объявят “контрой” не только тебя, но и руководителя диссертации. Как быть? Мой куратор С.П. Толстов находит блестящий выход из почти безнадежной ситуации: Энгельс не владел всеми источниками по истории майя, поэтому Кнорозов не опровергает его, а вносит вклад в развитие марксизма!"

Кстати, к монаху-францисканцу де Ланде Кнорозов отнесся сурово. Изрядно прошелся по цифрам и фактам жестокого "освоения" Америки католиками, о которых тот умолчал (иероглифические рукописи майя погибли на кострах испанской инквизиции, жрецы, хранители знаний перебиты).

Зато с большой любовью описывал быт своих любимых майя. Открыл для меня то, что у них были не только живопись, скульптура, спорт, но и театр, актеры, драматурги. Даже привел названия нескольких комедий - "Прихлебатель", "Продавец кувшинов", "Садовник, выращивающий какао".

С особенным любопытством мы, конечно, разглядывали таблицы с разгаданными словами.

Подкину-ка я вам ради юбилея и выходного дня несколько штучек. Тоже поломайте голову как он на досуге. Выбрала произвольно те, где есть интересные слова.

-7
-8
-9
-10

А теперь я покажу вам последнюю страницу той самой книги, на которой одна цифра удивит вас, быть может, больше чем меня.

-11

Впрочем, опять же - может, я просто чего-то не знаю. Может, не добралась до нужных книжных магазинов и библиотек. Пусть простят, поправят, дополнят меня знатоки.

Но, повторяю, мы обязательно вернемся к наследию большого советского ученого, достижения которого в свое время ставили в один ряд с полетом первого человека в космос. Еще поговорим...

С Днем рождения, Юрий Валентинович! С юбилеем Вас!

Мы не забыли.

Наука
7 млн интересуются