Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Династия антверпенских художников Квеллинов

Династия антверпенских художников Квеллинов оставила большой след в истории фламандской живописи и скульптуры. Сегодня предлагаю познакомиться с этой семьей.

Эразм Квеллин Старший (1584 - 1640) - основатель важной династии художников Антверпена.

Был фламандским скульптором, наиболее известным своими классическими орнаментальными работами и копиями античных.

Его работы малоизвестны, так как сохранилось лишь несколько его работ. Эразм прежде всего известен как скульптор, черпавший вдохновение в античности. Он работал в стиле позднего Возрождения, хотя его более поздние работы показывают развитие в сторону раннего барокко. Основная часть его заказов состояла из ремонта и замены церковной мебели, которая была уничтожена во время иконоборческих волнений 16-го века. Известно, что помимо декоративных работ он делал отдельные статуи, ни одна из которых не сохранилась.

Известно, что Эразм Квеллин получил заказ на изготовление кафедры в церкви Св. Гуммаруса в Лиере. Он сделал первоначальный проект кафедры, который после его смерти был несколько изменен его сыном Артусом. Поэтому сейчас затруднительно сказать, насколько кафедра сейчас соответствует замыслу основателю династии.

Кафедра в церкви Св. Гуммаруса в Лиере Добавьте описание
Кафедра в церкви Св. Гуммаруса в Лиере Добавьте описание

Став мастером Антверпенской гильдии Святого Луки в 1606 году, Эразм Квеллин женился на Бетье ван Уден, сестре Лукаса ван Удена, выдающегося фламандского художника-пейзажиста.

Лукас ван Уден. Зимний пейзаж с охотниками, первая половина 17 в.
Лукас ван Уден. Зимний пейзаж с охотниками, первая половина 17 в.

Если проследить линию ван Уденов, линию предков супруги основателя династии Квеллинов, то получается не менее интересная картина.

Её отец, Артус ван Уден, был городским художником Антверпена, и эта должность требовала от него росписи городских зданий, а также ремонта и позолоты городских статуй и предметов. А дед, Питер ван Уден, был основателем фабрики шелка, изготавливающей гобелены, в Антверпене, столице искусства и художественного центра мира в то время.

Но вернемся к семье Эразма Квеллина. У Эразма и Бетье родилось четверо детей, которые все связали свою жизнь с искусством.

Старший сын Эразм Квеллин (1607 - 1678), получивший прозвище Младший, стал художником. Он работал в различных жанрах, включая исторические, портретные, аллегорические, боевые и анималистические картины.

Эразм Квеллин мл. Ахилл и дочь Ликомеда, 1643
Эразм Квеллин мл. Ахилл и дочь Ликомеда, 1643

Он был учеником Питера Пауля Рубенса и одним из ближайших сотрудников Рубенса в 1630-х годах. После смерти Рубенса в 1640 году он стал одним из самых успешных художников Фландрии.

Эразм Квеллин мл. Автопортрет с женой и сыном, ок. 1635
Эразм Квеллин мл. Автопортрет с женой и сыном, ок. 1635

Второй сын, Артус Квеллин (1609 - 1668) , пошел по стопам отца и стал скульптором.

Он считается самым важным представителем барокко в скульптуре в южных Нидерландах. Он долгое время работал в Голландской республике и руководил большими мастерскими как в Антверпене, так и в Амстердаме. Его творчество оказало большое влияние на развитие скульптуры в Северной Европе.

Артус Квеллин . Луис де Бенавидес Карильо, губернатор испанских Нидерландов, 1664
Артус Квеллин . Луис де Бенавидес Карильо, губернатор испанских Нидерландов, 1664
Артус Квеллин. Богородица с Младенцем, сокрушающая голову змея, ок. 1640
Артус Квеллин. Богородица с Младенцем, сокрушающая голову змея, ок. 1640

Младший сын, Юбер Квеллин (1619 - 1687), тоже стал живописцем. Его работы сыграли важную роль в распространении фламандского стиля барокко в Европе во второй половине 17 века.

Юбер Квеллин. Геракл и Омфала, 17 в.
Юбер Квеллин. Геракл и Омфала, 17 в.

Дочь Эразма Квеллина Корнелия вышла замуж за его ученика, скульптора Питера Вербруггена.

Третье поколение династии Квеллинов тоже было связано с искусством. Так сын Эразма Квеллина мл. Ян Эразм Квеллин (1634 - 1715) стал художником.

Он был одним из последних ярких представителей великой фламандской школы истории и портретной живописи 17 века. Его работы отражают классические влияния его отца Эразма Квеллина Младшего и Паоло Веронезе. В основном активно работая в своем родном Антверпене, он некоторое время работал в Вене при дворе Габсбургов в качестве придворного художника императора Леопольда I.

Ян Эразм Квеллин. Четыре сезона, 1676
Ян Эразм Квеллин. Четыре сезона, 1676
Ян Эразм Квеллин. Фетида окунает Ахиллеса в вазу с водой из Стикса, 1668
Ян Эразм Квеллин. Фетида окунает Ахиллеса в вазу с водой из Стикса, 1668

Чтобы закончить рассказ о династии Квеллинов, следует еще упомянуть племянника Эразма Квеллина Старшего. Артус Квеллин Младший (1625-1700) - сын Арнольда Квеллина, брата Эразма Квеллина Старшего.

Артус Квеллин Старший (1609 - 1668) — известный фламандский скульптор 17 века. Прилагательное «Старший» возникло для отделения мастера от его племянника. Племянник имел такое же имя и тоже стал скульптором.

Артус Квеллин Старший.
Артус Квеллин Старший.

У него было два сына, которые тоже стали скульпторами.