Династия антверпенских художников Квеллинов оставила большой след в истории фламандской живописи и скульптуры. Сегодня предлагаю познакомиться с этой семьей.
Эразм Квеллин Старший (1584 - 1640) - основатель важной династии художников Антверпена.
Был фламандским скульптором, наиболее известным своими классическими орнаментальными работами и копиями античных.
Его работы малоизвестны, так как сохранилось лишь несколько его работ. Эразм прежде всего известен как скульптор, черпавший вдохновение в античности. Он работал в стиле позднего Возрождения, хотя его более поздние работы показывают развитие в сторону раннего барокко. Основная часть его заказов состояла из ремонта и замены церковной мебели, которая была уничтожена во время иконоборческих волнений 16-го века. Известно, что помимо декоративных работ он делал отдельные статуи, ни одна из которых не сохранилась.
Известно, что Эразм Квеллин получил заказ на изготовление кафедры в церкви Св. Гуммаруса в Лиере. Он сделал первоначальный проект кафедры, который после его смерти был несколько изменен его сыном Артусом. Поэтому сейчас затруднительно сказать, насколько кафедра сейчас соответствует замыслу основателю династии.
Став мастером Антверпенской гильдии Святого Луки в 1606 году, Эразм Квеллин женился на Бетье ван Уден, сестре Лукаса ван Удена, выдающегося фламандского художника-пейзажиста.
Если проследить линию ван Уденов, линию предков супруги основателя династии Квеллинов, то получается не менее интересная картина.
Её отец, Артус ван Уден, был городским художником Антверпена, и эта должность требовала от него росписи городских зданий, а также ремонта и позолоты городских статуй и предметов. А дед, Питер ван Уден, был основателем фабрики шелка, изготавливающей гобелены, в Антверпене, столице искусства и художественного центра мира в то время.
Но вернемся к семье Эразма Квеллина. У Эразма и Бетье родилось четверо детей, которые все связали свою жизнь с искусством.
Старший сын Эразм Квеллин (1607 - 1678), получивший прозвище Младший, стал художником. Он работал в различных жанрах, включая исторические, портретные, аллегорические, боевые и анималистические картины.
Он был учеником Питера Пауля Рубенса и одним из ближайших сотрудников Рубенса в 1630-х годах. После смерти Рубенса в 1640 году он стал одним из самых успешных художников Фландрии.
Второй сын, Артус Квеллин (1609 - 1668) , пошел по стопам отца и стал скульптором.
Он считается самым важным представителем барокко в скульптуре в южных Нидерландах. Он долгое время работал в Голландской республике и руководил большими мастерскими как в Антверпене, так и в Амстердаме. Его творчество оказало большое влияние на развитие скульптуры в Северной Европе.
Младший сын, Юбер Квеллин (1619 - 1687), тоже стал живописцем. Его работы сыграли важную роль в распространении фламандского стиля барокко в Европе во второй половине 17 века.
Дочь Эразма Квеллина Корнелия вышла замуж за его ученика, скульптора Питера Вербруггена.
Третье поколение династии Квеллинов тоже было связано с искусством. Так сын Эразма Квеллина мл. Ян Эразм Квеллин (1634 - 1715) стал художником.
Он был одним из последних ярких представителей великой фламандской школы истории и портретной живописи 17 века. Его работы отражают классические влияния его отца Эразма Квеллина Младшего и Паоло Веронезе. В основном активно работая в своем родном Антверпене, он некоторое время работал в Вене при дворе Габсбургов в качестве придворного художника императора Леопольда I.
Чтобы закончить рассказ о династии Квеллинов, следует еще упомянуть племянника Эразма Квеллина Старшего. Артус Квеллин Младший (1625-1700) - сын Арнольда Квеллина, брата Эразма Квеллина Старшего.
Артус Квеллин Старший (1609 - 1668) — известный фламандский скульптор 17 века. Прилагательное «Старший» возникло для отделения мастера от его племянника. Племянник имел такое же имя и тоже стал скульптором.
У него было два сына, которые тоже стали скульпторами.