Проповедь в день памяти отцов Поместного Собора
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Если мы посмотрим на Священное Писание Нового Завета, то увидим, что практически каждая книга заканчивается словом «аминь», этим древним словом, которое означает «истинно, действительно, да будет так».
Каждый из авторов Священных Книг завершает свое повествование, ставя некую точку в том, что он пишет. И только две книги Священного Писания этим словом не заканчиваются: это одно из апостольских посланий (не буду говорить какое, может быть, кому-то будет интересно найти самому) и Книга Деяний святых апостолов. Причем последняя вообще обрывается, не имея логического конца. В ней повествуется, как апостол Павел был взят под стражу, потребовал суда у кесаря, как он долго путешествовал в Рим, потерпел кораблекрушение, потом все же прибыл в Рим, встретился с иудеями, жил там…. Что было дальше? Как прошел суд у кесаря? Был ли оправдан апостол Павел или осужден? Как он закончил свою земную жизнь? Обо всем этом Священное Писание нам не сообщает. И когда заканчиваешь читать Книгу Деяний, то складывается ощущение, что нет какой-то завершенности.
Этому можно найти какие-то исторические причины, но в этом есть очень большой духовный смысл. Дело в том, что Книга Деяний повествует нам о церковной истории первых христиан, о том, как в первые годы, десятилетия после Своего Вознесения Господь действовал в Своей Церкви. Но эта история не имеет конца. И все то, что мы сейчас видим в Церкви Христовой, – это все та же самая Книга Деяний святых апостолов, это продолжение этого удивительного действия Господа Иисуса Христа в Его Церкви после Его Вознесения.
После апостолов придут их ученики – мужи апостольские, вслед за ними апологеты, древние мученики, святители и так далее и целые поколения святых вплоть до наших дней. И, по сути, история Сретенского монастыря в наше время – это тоже продолжение Книги Деяний святых апостолов, потому что и сейчас, как в первые века, мы видим, как Господь действует в Своей Церкви, как Он помогает Своим верным рабам.
Мы сегодня совершаем память святых отцов Поместного Собора Церкви Русской – тех святых, которые в революционное время собрались на Собор для того, чтобы утвердить правила церковного управления, восстановить патриаршество и вообще дать верный курс Православной Церкви в России, переживавшей столь непростое время. Если мы посмотрим на ту икону, которая лежит сегодня в центре храма, то увидим всех святых отцов Поместного Собора, и в каждом из них, как в капле воды, отразилась вся церковная эпоха того времени.
В центре патриарх Тихон – святитель, который возглавил Русскую Церковь. Он был далеко не самым образованным, не самым ученым архиереем из епископов того времени, а был очень простым человеком, веселым, жизнерадостным, но именно такой человек и оказался нужен Христовой Церкви в эти тяжелые годы.
Ниже изображен преподобный Алексий Зосимовский – тот святой, который вытянул жребий с именем патриарха Тихона. На иконе он изображается со свитком в руке: символически это тот самый жребий, на котором было написано имя патриарха Тихона. Тоже удивительный человек, который долгое время был белым священником, служил в кремлевских соборах, а потом принял решение уйти в монастырь. Притом игумен монастыря, который принимал, испытывая, этого московского протоиерея, спросил его: «Что самое главное в монастыре?» Будущий преподобный ответил: «Смирение». После этого игумен понял, что такого человека он готов взять в свою братию.
На этой иконе изображен, например, священноисповедник Петр Великодворский, который был на Соборе еще совсем юным священником, потом претерпел лагеря и ссылки и заканчивал свое пастырское служение в Владимирской области, в селе Великодворье. Причем, несмотря на старость и болезнь, он служил так ревностно, что молодые певчие уставали, а он был готов еще часами посвящать время богослужению. Преподобномученик Кронид – последний наместник Троице-Сергиевой лавры, священномученик Андроник Пермский, убитый в первые месяцы после революции, когда еще продолжалась деятельность Собора Церкви Русской, и многие другие святые, которые, как апостолы, несли свое служение, старались и были верными Христу в это тяжелое время.
Очень важно для нас изучать, знать эту церковную историю. Не просто как сухую науку, а именно как действие Промысла Божия в своей Церкви. И если сегодня, в этот день, мы познакомимся с житием кого-то из святых отцов Собора Церкви Русской, если мы немного узнаем этот удивительный период, хотя и очень тяжелый, но очень благодатный, когда Господь явно действовал в Своей Церкви, то это и будет наилучшим почитанием святых отцов.
Мы увидим, как Господь продолжает действовать в Своей Церкви всегда, во все времена. Как в первые века Господь творил чудеса и руками апостолов приводил людей ко Христу, так и в наше время, так и в те времена, сто лет назад, когда жили эти удивительные святые. Будем же взирать на их пример, изучать их жития, учиться у них и вслед за ними стремиться к Царствию Небесному. Аминь.