Ранее, в рамках одной из классификаций методов нейровизуализации, были рассмотрены инвазивные и неинвазивные методы.
В этой статье обратимся к другой классификации, которая делит методы измерения мозговой активности на прямые и непрямые, а также об основных принципах регистрации.
Методы прямой регистрации позволяют напрямую записывать электрическую активность мозга. Так, регистрация активности с помощью глубинных электродов является примером прямой регистрации электрической активности, но имеет существенный недостаток - инвазивность.
Методы регистрации активности, такие как электроэнцефалограмма и магнитоэнцефалограмма являются прямыми и неинвазивными. Они дают нам возможность оценить с высокой точностью, с высоким временным разрешением практически до нескольких секунд, что именно происходит мозге, какие его участки активны.
Однако эти методы проигрывают в пространственном разрешении, т.е. они не дают нам возможность ответить на вопрос, что происходит на уровне групп нейронов или же отдельных нервных клеток, например, по сравнению с методами регистрации активности единичных нейронов.
К методам непрямой регистрации измерения мозговой активности относятся следующие типы методов:
- методы регистрации метаболической активности (к такому типу относится позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ))
- методы регистрации изменения гемодинамических параметров, изменение показателей крови (к такому типу относится функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ))
- методы айтреккинга, которые не позволяют нам записывать активность мозга и измерять ее напрямую, но по некоторым косвенным параметрам, например, как изменение ширины зрачка, записывать и делать выводы о том, как именно нагружены те или иные наши психические функции. Например, насколько загружена наша функция внимания.
В чем преимущество использования методов непрямой регистрации? Эти методы позволяют нам оценить активность не только корковых, но и подкорковых структур. Используя методы непрямой регистрации, такие как фМРТ и ПЭТ, мы можем ответить на вопрос, как именно ведут себя те или иные подкорковые структуры, когда наш испытуемый выполняет определенную задачу.
Однако, выигрывая в пространственном разрешении, в том, насколько точно мы можем ответить, в каком именно участке мозга мы локализуем активность, связанную с интересующей нас задачей, мы проигрываем во временном разрешении. Так, например, в фМРТ отставание сигнала характеризуется несколькими секундами.
Регистрация гемодинамических параметров не настолько оперативно даёт нам информацию об изменениях, которые происходят в мозге, по сравнению с прямой регистрацией электрической активности.