«Если нелегко дать определение цвету вообще, то дать определение желтому еще труднее. Можно сказать, как говорится в большинстве словарей, что желтый – цвет лимона, шафрана, золота, спелой пшеницы; и это не будет ошибкой, но не будет и определением в точном смысле слова. А еще можно заявить, что желтый – цвет, занимающий в спектре положение, соответствующее такому-то волновому диапазону. Физика это определение вполне устраивает, но что оно дает гуманитарным наукам? Абсолютно ничего.» - так начинает свою книгу «Желтый. История цвета» Мишель Пастуро.
«К какой эпохе вы бы ни обратились, о желтом речь заходит гораздо реже, чем о красном, черном, синем и даже зеленом. Причин тут несколько, но главная из них та, что значительную часть места, которое должно было принадлежать желтому цвету, часто занимает золотой.»
Самая первая ассоциация желтого, конечно же с солнцем: «Желтый – сияющий, лучезарный, блистательный цвет. От него также веет теплом, потому что солнце нагревает или согревает. Именно поэтому люди еще в незапамятные времена стали считать желтый благодетельным цветом, и такое восприятие желтого сохранялось в течение долгих столетий. Только в самом сердце Средневековья, как мы увидим позже, негативные аспекты желтого возобладают над позитивным.»
«Появление гербов, произошедшее в течение XII века, для желтого цвета стало поворотным моментом, почти что вторым рождением. Впервые в Европе система знаков, во многом построенная на хроматической основе, уделяет желтому место на переднем плане.»
Также в средневековых романах сложился архетип прекрасной блондинки: «это Изольда, супруга короля Марка Корнуэльского. Она стала королевой благодаря своим белокурым волосам.»
«Позднее Средневековье – эпоха, когда престиж желтого резко падает: в мире символики и художественных образов этот цвет ассоциируется со множеством пороков – завистью, ревностью, лицемерием, лживостью, вероломством, безумием. Тем не менее он еще сохраняет свое место в повседневной жизни и материальной культуре, в особенности в текстиле и одежде. В XV веке европейцы из всех классов общества по-прежнему одеваются в желтое: особенно этот цвет любят женщины, знатные и простые, горожанки и крестьянки. Однако в следующем столетии дело обстоит иначе. Теперь желтый нечасто встретишь в аристократической среде, элегантные дамы больше не мечтают о нем. Желтый утрачивает статус модного цвета. И не вернет его себе уже никогда, даже в XVIII веке, веке Просвещения, который так любил цвета и дробил их на бесчисленные оттенки и нюансы.»
«В живописи можно найти убедительный пример этой нестабильности, которая в какой-то мере дезориентирует исследователя. На миниатюрах позднего Средневековья, как и на больших картинах того же времени, желтого было относительно много, и это был полноценный желтый, часто яркий и насыщенный. <…> В какой-то мере сказанное можно отнести и к картинам начала XVI века, но позже, с 1560‐х годов и до цветовой революции, совершенной импрессионистами, то есть на протяжении более чем трех столетий, желтый встречается редко; причем зачастую он принимает оттенки, которые достаточно далеки от желтого в чистом виде: коричневато-желтый, зеленовато-желтый, серовато-желтый, охра, палевый, близкий к слоновой кости или попросту бежевый, как у Караваджо, или золотистый, как у многих виднейших мастеров барокко.»
«Начиная с 1720–1730‐х годов желтый на Западе пользуется успехом, какого он не знал в предшествующие десятилетия, успехом, который объясняется не только китайщиной и модами в восточном стиле, но и общей тенденцией к осветлению тонов.»
Однако желтый цвет имеет еще одну негативную ассоциацию: «По всей Европе желтый цвет ассоциируется с людьми, которые по тем или иным причинам оказались за рамками общества. Так, душевнобольных иногда одевают в желтые куртки или рубахи, точно шутов на средневековых миниатюрах. Порой и дома умалишенных тоже красят желтой краской, а в некоторых странах Центральной Европы, в частности Венгрии и России, такое учреждение вплоть до 1920‐х годов называли «желтый дом».
В XX веке художественный мир раскрывает позитивную сторону желтого цвета, а представители авангарда часто используют желтый цвет в своих произведениях.
В творчестве Анри Матисса желтый цвет - это цвет радости и счастья, его картина 1906 года с преобладающим количеством оттенков желтого цвета называется «Радость жизни»!
В интерьерном дизайне желтый - цвет энергии, солнца и радости! Этот цвет часто встречается в скандинавском дизайне, где количество солнечных дней в году ограничено, а добавить солнечного настроения и тепла в интерьере очень хочется.
Потрясающие примеры предметов мебели и аксессуаров из каталога IKEA 2009 года:
Много солнца не бывает! В интерьере 2010 года.
Примеры интерьеров в каталогах IKEA 2013-2014 года прекрасно демонстрируют, что варианты интенсивности и объема желтого цвета в интерьере могут быть очень разными:
Варианты акцентного желтого в интерьерах начала 2020-х:
Исследованием появления желтого цвета в социальной жизни европейского общества мы завершаем обзор книг Мишеля Пастуро, посвященных цвету.
Отдельно хочется выразить благодарность автору - за его прекрасные книги!
#желтый цвет #история желтого цвета #мишель пастуро #чувственный дизайн #дизайн интерьера #желтый цвет в интерьере