В середине сентября канцлер Германии Олаф Шольц совершил своё турне по странам Персидского залива. Где поочерёдно пытался договориться о поставках газа в свою страну. Катар - был одним из трёх таких государств. Итоги поездки едва ли можно назвать удачными для канцлера...
Немецкие медиа в ту пору подыгрывали канцеру, рассказывая о перспективах отношений с развивающимися странами Ближнего Востока. Катару уделялось особое внимание. Не в последнюю очередь благодаря предстоящему чемпионату мира по футболу, который начнётся 20 ноября.
Как известно, о чём-то существенном договориться так и не удалось. А тот объём СПГ, который пообещали Шольцу примерно в три раза меньше, чем за этот период отправили из российского терминала "Портовая" тремя танкерами-газовозами. То самое место, где трубы Северного потока заходит в Финский залив.
Прошло немного времени и риторика европейских СМИ в отношении Катара начала меняться. Сперва это были едва заметные пощипывания. Дальше больше. Видавший виды граммофон вновь зазвучал знакомой мелодией: права человека, угнетение меньшинств, автократия и прочая лабуда, так хорошо знакомая нам. Ведь нечто подобное мы слышали в преддверии начала ЧМ по футболу в России в 2018.
Некоторые лидеры стран КЗ открыто или намёками призывали бойкотировать ЧМ, рекомендуя своим гражданам не лететь в "эту опасную страну".
Конечно, в Дохе не могли пропустить это. И довольно скоро зазвучали ответные заявления. Но... если уж европейцам попала вожжа под хвост - эту кобылу уже не остановить!
Шейх Хамад бин Джассим Аль Тани не имеет никакого отношения к футболу. Эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани, двоюродный брат Джассима и владелец французского футбольного клуба ПСЖ (ох и знали бы вы, чего мне стоило разобраться в хитросплетениях этих бин Аль Тани) продолжает донимать его из-за своей страсти к футболу, говорит шейх в офисе своей резиденции в западной части Дохи.
Только и разговоров о том или ином голе Мбаппе, той или иной передаче от Неймара (оба игрока ПСЖ), правый хав, левый хав, офсайд... шейху Хамаду все равно.
Более десяти лет назад, когда дело дошло до проведения в стране крупнейшего спортивного события - Чемпионата мира по Футболу, он сказал тогдашнему эмиру Хамаду бин Халифе Аль Тани, своему двоюродному брату, правителю страны: Я позабочусь об этом, но, пожалуйста, напишите мне шаблон, чтобы я знал, о чем говорить.
Хамаду бин Джассим Аль Тани, которого называют HBJ по его инициалам 63 и он помнит, как бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун однажды хотел вовлечь его в разговор о футболе, он очень увлекался им и болел за «Манчестер Юнайтед».
Шейх Хамад ответил кратко, но вежливо: «Премьер-министр, я понятия не имею, о чем вы говорите. Я не фанат. Я делаю это только для своей страны».
HBJ был министром иностранных дел Катара в течение двух десятилетий и премьер-министром в течение шести лет. Близкий, возможно, ближайший наперсник эмира Хамада бин Халифы, отца нынешнего эмира Тамима. Вместе они сделали маленькую страну тем, чем она является сейчас: крупной державой в Персидском заливе.
HBJ является одним из самых видных членов катарской правящей семьи, правившей там с 1820-х годов. Forbes оценивает его состояние в 1,1 миллиарда долларов. В Британии его просто называют человеком, купившим Лондон. У него там много дорогой недвижимости.
В этот день в столице Дохе жарко и душно, но в огромном офисе шейха Хамада царит приятная прохлада. На стенах висят тяжелые бархатные шторы с абстрактным искусством в ягодных и песочных тонах. Картина Пикассо «Алжирские женщины», которую он, как говорят, купил в 2015 году за 179 миллионов долларов, висит где-то в другом месте.
Хамад бин Яссим садится за свой стол с маленьким бронзовым верблюдом и рассказывает о своих визитах в Берлин, к Герхарду Шредеру и Ангеле Меркель. Он дважды был там премьер-министром и пытался продать им катарский газ. Дважды от него отмахивались: «Слишком дорого», — оба раза коротко сказали ему.
Он слегка улыбается, возможно, при мысли о том, как быстро могут измениться времена. Сейчас, в 2022 году, немцы клянчат катарский газ. Ведь именно за этим канцлер и его заместитель прилетали в Доху.
Катар - интересная тема, определённо заслуживает отдельного разговора. Пока лишь отмечу. Катар является одним из самых важных акционеров в крупных немецких корпорациях. AG, правящей семье принадлежат акции Siemens и VW. Но вернёмся к футболу...
Сегодня очередная критическая статья в Spiegel сообщает о том, что на ЧМ в Катаре запрещены алкогольные напитки. И болельщики не смогут насладиться любимым пивом во-время просмотра матча.
Понятие "правил", традиций, принципов работает для Европейцев (в целом КЗ) только тогда, когда это их - западные правила и принципы.
Футбол - это не просто популярный спорт. Это многомиллиардный бизнес. Большая часть которого находится в руках Британцев. Ранее в блоге я уже не раз касался этой темы. В статье о том, как повлияло давление на Россию в спорте на общественное мнение самих Россиян. И о том, как Британцы бьются за удержания этого, возможно, главного и единственного своего стоящего актива.
Ситуация с необоснованной критикой в адрес Катара вокруг ЧМ по Футболу вполне может стать той точкой раскола, за которой последует полное переформатирование существующих спортивных институтов. Учитывая тот уровень политизированности, которого достигли принимаемые спортивными чиновниками решения.
Как тут не упомянуть ситуацию с параолимпийским комитетом России и Белоруссии. Спорт - всегда был тем, что объединяет и позволяет в рамках спортивных состязаний выявить сильнейшего, выплеснув пар. ЧМ по футболу квинтэссенция этого в масштабах планеты. Собирая у экранов более миллиарда зрителей. Сумасшедшие рекламные деньги и продажа прав на трансляции матчей.
Современный западный мир ухитрился и это превратить в двуличное, циничное и предвзятое подобие. С двойными стандартами, дискриминацией и манипуляцией. Ещё один рычаг давления на страны и их правителей.
Однако мир сильно изменился. И готов перестроить систему на более открытую, справедливую и честную по отношению к странам и спортсменам. Разговоры об этом ведут уже многие и вполне открыто.
Глядя на очередную западную истерику, теперь вокруг Катара, я уже не сомневаюсь в том, что таймер обратного отсчёта запущен.
Вполне возможно, что именно этот турнир и станет той финальной точкой. Ведь учитывая динамику событий, сколько всего может произойти за 4 года до следующего намеченного турнира в 2026 году. Который, кстати, должен охватить весь континент Северная Америка и пройти в Мексике, Канаде и США.
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812