Найти тему
Подвал Истории

LII. Версаль — арена сверкающего беспорядка

Ведя безмятежную, хотя и теоретически греховную, личную жизнь, Людовик XIV мог сосредоточиться на дальнейшем прославлении Версаля, пик расходов на который составил более 6 миллионов ливров (20 миллионов фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах) в 1685 году. Место, где царили строгие иерархические ценности, Версаль, наоборот, был ареной необычайного беспорядка. Дело было не только в вечной стройке, повсюду строительные леса, вонь, пыль, шум.

Изображение используется в иллюстративных целях и взято из открытых источников
Изображение используется в иллюстративных целях и взято из открытых источников

Безопасность также отсутствовала по современным меркам. Золотая бахрома с кровати короля была срезана, и преступление было раскрыто только тогда, когда анонимный пакет с нею был брошен на королевский обеденный стол с посланием для камердинера Бонтана от вора: «Возьми обратно свою бахрому, Бонтан, удовольствие того не стоит. Мои комплименты королю».

Кадр из канадско-французского сериала "Версаль" 2015–2018 г.
Кадр из канадско-французского сериала "Версаль" 2015–2018 г.

Пока королевский врач осматривал возвращенную бахрому на возможные следы яда, сам король сохранял хладнокровие, лишь заметив: «Какая наглость!». Что было правдой.

И все же Версаль, как и предполагал Людовик, был великолепен. Возможно, любимая серебряная мебель короля символизировала апогей этой славы: сверкающие серебряные стулья и столы, сияющие серебряные горшки, например, в которых стояли любимые апельсиновые деревья Оранжереи (она с каждым годом расширялась), многие из них привезены из Фонтенбло.

Изображение используется в иллюстративных целях и взято из открытых источников
Изображение используется в иллюстративных целях и взято из открытых источников

Отношение тьмы к свету в Версале также было символическим. Внешние коридоры были темными, и слугам приходилось вести посетителей и жителей с факелами. А между тем сам Версаль, парадные апартаменты которого освещались ночью мириадами свечей и факелов, представляли величественное, незабываемое зрелище.

Изображение используется в иллюстративных целях и взято из открытых источников
Изображение используется в иллюстративных целях и взято из открытых источников

В этом контексте было бы неправильно рассматривать сегодняшний Версаль, туристическую Мекку, водоворот различных рас, как нечто совершенно чуждое Версалю XVII века. Огромные толпы повозок и других конных экипажей когда-то заполняли территории, которые сейчас являются автостоянками и автобусными остановками; что касается расы, азиатские князья наносили церемониальные визиты, а африканцы были популярны в качестве пажей и гвардейцев, что видно из портретов того периода.

Изображение используется в иллюстративных целях и взято из открытых источников
Изображение используется в иллюстративных целях и взято из открытых источников

Воинственная и милитаристская внешняя политика короля также была частью его концепции личной славы. В 1682 году два молодых шотландских лорда, сыновья маркиза Куинсберри, восхищались огромным позолоченным кораблем под названием «Великий Людовик» в Тулоне: на его корпусе была надпись: «Я уникален на волнах / Как мой господин в мире». Таким начал видеть себя французский король.

Корабль Soleil Royal. Из открытых источников
Корабль Soleil Royal. Из открытых источников

К сожалению, оба аспекта воли короля — создание Версаля в качестве центра Европы и его стремление к военной славе — требовали огромных сумм денег: а деньги имели свойство кончаться, даже если в то время так не казалось Королю-Солнцу.

Хрупкий Нивмегенский мир 1678 года, положивший конец голландской войне, был нарушен, поскольку Людовик поэтапно присоединял определенные города и территории, которые он справедливо считал французскими. Этой подрывной политики воссоединения было достаточно, чтобы привести к еще одному Великому союзу против Франции в 1682 году.

Переход армии Луи XIV через Рейн. Художник А́дам Франс ван дер Ме́йлен.
Переход армии Луи XIV через Рейн. Художник А́дам Франс ван дер Ме́йлен.

Были вовлечены император Габсбургов, Испания, Голландия и Швеция, и война, несомненно, была на горизонте. Именно прибытие турок к воротам Вены в 1683 году отвлекло императора и христианских королей, и именно Ян Собеский, король Польши, спас Европу от мусульманского вторжения, а не Людовик XIV: он, со своей стороны, что было гораздо менее полезным, увидел возможность разжечь восстание в Венгрии.

Кадр из канадско-французского сериала "Версаль" 2015–2018 г. В роли королевы Элиза Ласовски.
Кадр из канадско-французского сериала "Версаль" 2015–2018 г. В роли королевы Элиза Ласовски.

Именно в этой атмосфере надвигающегося европейского хаоса и в общественной, и в личной жизни Людовика XIV произошло совершенно неожиданное событие, которому суждено было непоправимо повлиять на ее дальнейший ход.

Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: