Ван Чунъян, о котором говорилось в предыдущей статье, известен не только как основатель школы Цюаньчжэнь, но и как реформатор даосизма.
До него даосизм распространялся по небольшим группам, учитель очень много лет проверял ученика, поэтому учеников было очень мало. Постепенно распространившийся буддизм в Китае с его принципом организации монашеских общин начал вытеснять даосизм с его традиционных мест совершенствования.
Даосизм длительное время не являлся единой традицией. Существовало множество малочисленных школ, в которых имелись свои трактаты, руководства и свои определённые практики, передаваемые от учителя к ученику, Школы в основном были замкнуты и развивались независимо друг от друга.
Войти в такую небольшую школу было достаточно сложно. Практикующий отказывался от обычной жизни и обычных стремлений, во многом ограничивал себя. В результате длительной практики совершенствования, накопив заслуги и обладая искренностью, возможно было получить от учителя метод. Недостойным же секреты не разглашались.
Большинство таких школ возникло в священных горах, традиционно почитаемых в Китае. Издавна в горах селились отшельники, горы были местами жертвоприношений и поклонения, считается, что горы связывают небо и землю, и там же может произойти общение между смертными и бессмертными.
В I в. н. э. в Китай из Индии проникает буддизм. Первое время буддизм не пользовался доверием, считалось, что чужое, иноземное учение вторично по отношению к китайской культуре.
С началом переводов буддийских текстов буддизм начинает восприниматься как одна из форм даосизма, т.к. многие индийские термины не находили эквивалентное значение и заменялись на схожие даосские понятия. Смысл текста при этом мог сильно исказиться. В дальнейшем был достигнут прогресс при переводе текстов, было переведено много фундаментальных трактатов.
При разных династиях буддизм то поддерживался, то подвергался гонениям. Он привнёс много новых идей в китайскую культуру, в частности, идею о возможности для каждого человека обрести статус Будды в нынешней жизни.
При поддержке и покровительстве императорского двора буддизм стал богатейшей организацией, было построено множество монастырей с организованным управлением.
По материалам лекций Центра Дао Дэ, с добавлением личных мыслей и исследований.