Найти тему

Как византийцы называли славян. Когда Русь стала Россией?

440 прочитали
Возращение дружины из похода. Современный рисунок. Авторство неизвестно, выражаю ему свою благодарность за его труд.
Возращение дружины из похода. Современный рисунок. Авторство неизвестно, выражаю ему свою благодарность за его труд.

  • Что говорят ромейские (византийские) источники о славянах?
  • Когда появилось название "Россия"?
  • Служили ли славяне в армии империи?

На эти вопросы я постараюсь дать ответ в этой статье. Итак, без лишних преамбул, приступим.

Начать хотелось бы с того, что нашим предкам, в каком-то смысле, не повезло.

В то время, когда кельтские, иберские и германские племена были уже хорошо известны римским авторам (ввиду частых контактов с ними), славянские, а если быть точнее, протославянские племена, ещё не попали в поле зрения римских и греческих авторов. Пожалуй, всё, что о нас было известно до 3-4 века от рождества Христова, это то, что такие племена- просто были. Мы не всегда даже можем понять, идет ли речь о славянах или о ком-то другом.

Золотой солид императора Маврикия. Годы правления 582 - 602. Последний представитель династии Юстиниана.
Золотой солид императора Маврикия. Годы правления 582 - 602. Последний представитель династии Юстиниана.
В конце 6 века ромейский (византийский) император Флавий Маврикий Тиберий Август или просто Маврикий, в своем трактате "Стратегикон" даёт весьма лестную для нас характеристику славян. В частности он пишет следующее: "Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению; они храбры, преимущественно в своей земле, и выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе их из одного места в другое, охраняют их в случае надобности ... Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая срок рабства определенным временем ... У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь ... Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей ... Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах ... Часто несомую добычу они бросают под воздействием незначительного замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника..."

Из описания видно, что Маврикию, во всяком случае, было важно дать развернутое описание славянских племён, и он не ограничивается несколькими предложениями.

В конце концов, начиная с 6 века, славяне начинают переселяться на территорию Балканского полуострова и становятся угрозой для империи. А как мы знаем - врага надо знать в лицо. В тексте он детально описывает тактические хитрости славянах и из этого видно, что он максимально серьезно относился к угрозе, исходящей от них.

Бой ромеев со славянами. Современный рисунок. Автор Игорь Дзысь, русский художник- реконструктор.
Бой ромеев со славянами. Современный рисунок. Автор Игорь Дзысь, русский художник- реконструктор.

Позже потомки этих племен, создадут такие государства как Сербия, Хорватия, Болгария, Словения, Албания, Черногория, Македония.

Современная карта Балканского полуострова. Территория окрашена синим.
Современная карта Балканского полуострова. Территория окрашена синим.

В 10 веке ромейский философ Никита Давид Пафлагон так описывает разорение окрестностей Константинополя некими "росами": "В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому Понту придя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия острова, грабя все (драгоценные) сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и, схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами..."

Упоминание именно скифов не удивительно. Зачастую авторы не делали себе труда разобраться, что за народ они описывают. Известные грекам с 8 века до рождества Христова скифы на долгие века в сознании людей стали синонимом всех народов, приходивших со стороны Дуная и Таврии (совр. Крым).

Из-за этой путаницы в названиях, начиная со средних веков, родилось много гипотез о родстве славян с этим кочевым, ираноязычным народом. Не берусь судить о степени нашего родства со скифами в данной статье. Но если в двух словах - я не думаю, что у нас общие корни. Вот так, без аргументации, статья не об этом.

Иисус Христос благословляет императора Константина VII на царство. Константинополь, 10 век.
Иисус Христос благословляет императора Константина VII на царство. Константинополь, 10 век.
Константин VII Багрянородный (годы правления с 945 по 959), в своем наставлении сыну, "Об управлении империей" опять говорит о народе росов. Вот, что он пишет - " Знай, что пачинакиты (печенеги - прим. автора) стали соседними и сопредельными также росам, и частенько, когда у них нет мира друг с другом, они грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб.
Знай, что и росы озабочены тем, чтобы иметь мир с пачинакитами. Ведь они покупают у них коров, коней, овец и от этого живут легче и сытнее, поскольку ни одного из упомянутых выше животных в Росии не водилось. Но и против удаленных от их пределов врагов росы вообще отправляться не могут, если не находятся в мире с пачинакитами, так как пачинакиты имеют возможность - в то время когда росы удалятся от своих семей, - напав, все у них уничтожить и разорить. Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ, привлекать их к союзу и получать от них помощь, так чтобы от их вражды избавляться и помощью пользоваться.
Знай, что и у царственного сего града (Константинополь- прим. автора) ромеев, если росы не находятся в мире с пачинакитами, они появиться не могут, ни ради войны, ни ради торговли, ибо, когда росы с ладьями приходят к речным порогам и не могут миновать их иначе, чем вытащив свои ладьи из реки и переправив, неся на плечах, нападают тогда на них люди этого народа пачинакитов и легко - не могут же росы двум трудам противостоять - побеждают и устраивают резню."

У него же в произведении "О церемониях" описывается визит княгини Ольги в столицу империи - Константинополь в 957 году. Он пишет:

"Девятого сентября, в четвертый день недели, состоялся прием, во всем подобный вышеописанному, по прибытии Эльги, архонтиссы Росии. Сия архонтисса вошла с ее близкими, архонтиссами-родственницами и наиболее видными из служанок. Она шествовала впереди всех прочих женщин, они же по порядку, одна за другой, следовали за ней. Остановилась она на месте, где логофет обычно задает вопросы. За ней вошли послы и купцы архонтов Росии и остановились позади, у занавесей. Все дальнейшее было совершено в соответствии с вышеописанным приемом."

Весьма важно отметить то, что именно осенью 957 года княгиня Ольга приняла Святое Крещение, находясь в Константинополе.

"Крещение Ольги". Автор Ефошкин Сергей Николаевич. Российский живописец.
"Крещение Ольги". Автор Ефошкин Сергей Николаевич. Российский живописец.

Именно в правление Константина VII в ромейских текстах находятся первые упоминания державы под названием "Росия".

Да, именно с одной буквой "с". В этом легко убедиться, просто посмотрев, как "Россия" будет по-греческий, а именно - "Ρωσία". Таким образом, название нашего государства ничто иное, как эллинизированное слово "Русь". Удвоение согласной "с", произойдет много позже, при Иване IV Грозном. Но нужно заметить -даже во второй половине 19 века иногда использовалось старое написание. Так, например, на обложке "Толкового словаря живого великорусского языка" за авторством русского этнографа, писателя и врача Владимира Ивановича Даля, была всего одна литера "с".

Извольте убедиться, господа.
Извольте убедиться, господа.

Впрочем, славяне не только воевали против ромеев (византийцев), но и шли к ним на службу.

Флавий Велизарий. Ромейский полководец эпохи правления императора Юстиниана Великого. Фрагмент мозаики базилики Сан-Витале, Равенна, современная Италия.
Флавий Велизарий. Ромейский полководец эпохи правления императора Юстиниана Великого. Фрагмент мозаики базилики Сан-Витале, Равенна, современная Италия.
Историк 6 века Прокопий Кесарийский, описывая войну полководца Велизария против германского племени готов, пишет следующее: " В числе его воинов были люди славянского племени, которые привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей. Это они не раз проделывали у реки Истра, где их места жительства, как по отношению к римлянам, так и с другими варварами. Велизарий пришел в восторг от его слов и велел возможно скорее позаботиться об этом деле. Выбрав из своих славян одного, огромного и крепкого телом и очень энергичного, он поручил привести живым неприятельского воина, дав твердое ему обещание, что Велизарий наградит его за это большими деньгами. Этот воин сказал, что он легко это сделает..."

Позднее, в 10 веке, в уже упомянутом труде "О церемониях" содержится информация о том, что при дворе императора, в составе его личной охраны нёс службу отряд "крещёных росов". Напомню годы правления императора Константина VII Багрянородного - с 945 по 959.

В 11 веке ромейский (византийский) хронист и чиновник Иоанн Скилица, в своем "Обозрении истории" приводит рассказ о получении императором Василием II Болгаробойцем (правил с 976 по 1025) от своего зятя - крестителя Руси князя Владимира Святославовича, отряда из 6000 войнов. Даже если учесть, что среди этих войнов был определенный процент не-славян (например, скандинавов), очевидно, что изрядная доля их была нашими предками-славянами.

Миниатюра из "Мадридского Скилицы", рукописи за авторством Иоанна Скилицы.
Миниатюра из "Мадридского Скилицы", рукописи за авторством Иоанна Скилицы.

В завершении хотелось бы подвести некий итог.

Святые Кирилл и Мефодий. «учи́тели слове́нские».
Святые Кирилл и Мефодий. «учи́тели слове́нские».

История взаимоотношений между ромеями и славянами сложна и многосоставна. Столетиями северные границы империи испытывали на себе натиск славянских племён, и это подтачивало силы Византии. Сейчас сложно сказать, какой вклад внесли славяне в падение Второго Рима, однако, вклад самим ромеев в развитие наших предков - неоценим. Каждый русский человек, по моему мнению, где-то в глубине души немного византиец. История этой страны не воспринимается нами, как чуждая нам. Ведь поэтому вы читаете этот текст. Возможно, за столетия торговли и войн, за столетия духовного, христианского общения, наши культуры сплелись друг с другом прочной связью, которая через века живет в каждом из нас. Не зря на нашем гербе двуглавый орел, а Москва зовётся Третьим Римом.

Благодарю за внимание. Ευχαριστώ. Не забудьте подписаться.