Грязь - самое страшное слово для акварелиста. Настоящая катастрофа, когда в прозрачном воздушном акварельном этюде появляется эта странная субстанция!
Почему отлично задуманные картины оказываются испорчены грязью? В чем причина: в материалах или в технике работы? Как это исправить и стоит ли пытаться? Сегодня мы разберем типичные заблуждения, которые приводят к ошибкам и грязи в акварельных работах.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ 1. Только хорошими дорогими материалами можно нарисовать красивую картину.
Выбор материалов для акварели очень большой. И как правило новичку хочется попробовать все и сразу — красок самых разных, да кистей побольше. Но не стоит спешить скупать все подряд. На первых этапах обучения акварели достаточно 3-5 кистей и краски можно выбрать ученические или профессиональные в небольшом наборе (12 цветов). В первую очередь нужно будет приобрести хорошую акварельную бумагу.
Вы можете попробовать самостоятельно или поверить художнику Сергею Курбатову, который провел эксперимент в своем курсе “Грязь в акварели” и нарисовал детскими медовыми красками пейзаж на хлопковой акварельной бумаге.
Именно бумага значительно облегчает процесс рисования. Более того многие техники по-сырому просто невозможны на целлюлозе — она плохо переносит многократные смачивания, образуются катышки, поверхность листа деформируется создавая «горы и овраги».
Что делать? Для мокрых техник берите 100 % хлопковую бумагу (лучше cold press среднее зерно или гладкую): обязательно смотрите это указание на упаковке. А смесовая или целлюлозная бумага — отличный недорогой материал для скетчей и техник рисования по сухой поверхности.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ 2. Смешивая два прекрасных цвета — получаем третий прекрасный цвет.
Если смешать красивые сочные, но противоположные цвета спектра: теплый желтый и холодных фиолетовый, теплый красный и холодный зеленый — получим бурую жижу! Конечно, опытный художник найдет, куда и ее применить, но если человек в начале своего художественного пути, то стоит поостеречься.
Но ведь, уж не такие мы тёмные, чтобы смешивать противоположные цвета. Да и рисовать грязным цветом, который получился на палитре, точно не станем!
Всё так, но как происходит на деле? Рисуем яркую зеленую полянку и решили добавить на нее несколько маков — вот и смешались противоположные цвета спектра, и на поляне уже вовсе не цветочки, а коричневые пятна «грязи».
Что же делать? Помогут выкраски. С их помощью вы станете лучше понимать, как ведут себя краски в разных ситуациях.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ 3. Если нарисовать сверху по сухому фону — все получится красиво.
Частое заблуждение, которое испортило не одну сотню картин. Всегда помните о том, что акварель прозрачна: яркие сочные цвета получаются, когда сквозь краску видна белая бумага. Если сквозь чистый красный цвет будет просвечивать темный холодный фон, то визуально получится всё та же грязь — только написанная по-сухому.
Что же делать?
- в нужных местах должен быть чистый белый лист: оставьте пустоты в заливке (если поверхность большая) или зарезервируйте небольшие участки бумаги с помощью маскировочной жидкости.
- воспользоваться белой гуашью: добавьте ее в акварель нужного цвета, тогда краска перестанет быть прозрачной и сохранит свой яркий цвет на картине (используется для мелких акцентов).
- если вам нужно обозначить белоснежные акценты в уже нарисованной картине — можно просто аккуратно процарапать бумагу, счищая верхний окрашенный слой.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ 4. Точная передача реальности самое главное!
Многие начинающие художники считают, что чем точнее к действительности они нарисуют, тем лучше. Изображая все детали до самых микроскопических, они часто «замусоривают» картину множеством ненужных элементов. Большое количество похожих деталей на листе, как постоянный шум — непонятно, на что именно обращать внимание, что главное? Нагромождение разных пятен мешает восприятию картины. А если мы создаем полностью однородный ряд, то вместо деревьев или травы получаем «забор».
Важно до начала работы увидеть в своей будущей картине тональные доминанты. Должны быть явные свет, тень и полутон — именно они дадут объектам глубину и объем. И, конечно, помните про главный закон живописи — всё неодинаково.
«ГРЯЗНЫМИ» ЦВЕТАМИ НИЧЕГО ПУТНОГО НЕ НАРИСУЕШЬ
У опытного художника, как у хорошего хозяина — всё в дело! Конечно, если в одинаковых пропорциях смешиваем теплый светлый оттенок и холодный темный, то получаем что-то «мутно-сочинённое». Однако всегда есть возможность исправить положение: в качестве «первой помощи» при появлении в грязи вы можете попробовать сделать грязный оттенок холоднее или теплее. Вот что об этом приеме говорит художник Сергей Курбатов:
Отсутствие выраженного цвета — это нежелательный момент в картине. Мне лично нужно выйти обязательно в какую-то сторону — либо в тёплую, либо в холодную. Постоянно должен быть некий баланс [теплохолодности]. Это работает и вытягивает картину. Старайтесь сделать так, чтобы в ваших картинах не было очень много непонятных нейтральных оттенков. Сделайте грязь явно холодной или теплой и она превратится в рабочий инструмент, точно такой же как и остальные цвета в палитре.
И в финале хотим поделиться универсальным советом профессиональных художников: если не уверены, как поведут себя краски, сделайте выкраску или нарисуйте маленький тональный эскиз, прежде, чем браться за большую работу.
А как вы справляетесь с грязью, если вдруг она появляется в работе? Делитесь своими способами в комментариях!
Подписывайтесь на наш канал "Школа рисования Enterclass" , узнавайте новое об искусстве и художниках, рисуйте в прямом эфире с известными мастерами, учитесь по видеоурокам и участвуйте в конкурсах.
Ещё больше о грязи в курсе художника Сергея Курбатова "Грязь. Ошибки начинающих художников".
#урокирисования #рисовать #рисование #рисованиепошагово #рисованиедляначинающих #акварельдляначинающих #искусство #культура #хобби #художник