Жесткий дискаунтер заходит в республику сразу с 20 магазинами спустя год после «Магнита»
«Гипермаркеты стагнируют, идет передел рынка: из стандартных сетей люди идут в дискаунтеры», — оценивают эксперты популярность магазинов, где продукты продают с поддонов на полу. В апреле в Татарстане впервые откроется сеть X5 Retail Group в формате жесткого дискаунтера — «Чижик». О намерениях зайти в РТ стало известно еще год назад, но, видимо, экономическая ситуация в мире коснулась и магазинов для бедных. О том, каких сотрудников хантят в компании, сколько готовы отдать в «Чижике» за аренду помещений и где в райцентрах РТ уже процветают дискаунтеры других сетей, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Чижик» ищет супервайзеров, персонал по кадрам и работников складов
X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») запустит свой новый бренд в Татарстане в формате жесткого дискаунтера — «Чижик» — ближе к весне следующего года. Причем если раньше было известно о планах начать постепенное открытие магазинов с Казани, то теперь федеральная продуктовая сеть решила брать оптом. По данным «БИЗНЕС Online», в апреле откроется сразу около 20 точек в республике — в столице РТ, Челнах, Альметьевске и других крупных городах.
На сайте для поиска персонала hh.ru опубликованы свежие вакансии от 16 ноября. Так, в Казани компания ищет начальника отдела эксплуатации, менеджера по логистике – специалиста по запасам, менеджера по персоналу, руководителя направления по товародвижению. Требуются также супервайзеры и руководители группы магазинов в Набережных Челнах. О зарплате открыто не сообщают. На своем официальном сайте «Чижик» предлагает официальное трудоустройство, обучение и стажировку, полный соцпакет и яркую корпоративную жизнь. Есть здесь и свое спортивное сообщество для сотрудников по бегу, футболу, плаванию и различным марафонам.
По России «Чижиков» уже более 150. Впервые дискаунтер открылся в Москве два года назад, работает в соседнем Башкортостане и Нижнем Новгороде, а также в Тверской, Тульской, Владимирской, Воронежской и Липецкой областях. Кроме того, в Уфе и Воронежской области уже работают собственные распределительные центры торговой сети. В Татарстане искать сотрудников сеть начала ровно год назад для распределительного центра. Но, видимо, текущая ситуация не позволяет так скоро запуститься. На запрос издания о точных сроках открытия в пресс-службе компании не ответили.
Еще в августе X5 Group сообщала, что увеличит число открытий в этом году до более чем 400 магазинов. Таким образом, к концу года сеть будет присутствовать в 11 регионах и насчитывать до 500 жестких дискаунтеров. Акцент в магазинах сделан на собственные торговые марки, доля которых составляет 60%. Ценовая политика дискаунтера предполагает более низкую стоимость средней продовольственной корзины на рынке, подход к ценообразованию основан на принципе «низкие цены каждый день», который не предусматривает скидок или промоакций: цены изначально низкие, уверяют здесь.
«Почему так дешево? „Чижик“ срезал и оптимизировал все расходы. Вы не платите за назойливую рекламу, лишних сотрудников, раздутый ассортимент», — сообщает «Чижик» на своем сайте. Кроме того, как и во всех дискаунтерах, здесь упрощенная выкладка товаров. Например, нескоропортящиеся продукты лежат в паллетах и коробках на полу. В октябре X5 Group отчиталась о чистой выручке «Чижика» за III квартал этого года — 9,7 млрд рублей. Хотя за тот же период в прошлом году было всего 723 миллиона.
«По нескольким локациям из 20 точек ведем переговоры»
Представители «Чижика» вовсю заняты подбором помещений в Казани и подписания договоров по аренде уже идут, сообщают источники издания. Ретейлера интересуют крупные жилые массивы с развитой инфраструктурой. Как правило, магазины «садятся» на первых этажах многоэтажек за 700–800 рублей за «квадрат». В ряде случаев речь может идти и о процентах с товарооборота у одной точки. К помещениям москвичи неприхотливые — это необязательно первая линия, а площадь общая весьма небольшая — 390–420 «квадратов». Переплачивать за аренду «квадратов» первой линии здесь не готовы, поэтому рассматривают и те помещения, что внутри дворов. Формат предполагает небольшой (по сравнению с привычными «магазинами у дома» или «супермаркетами») ассортимент наиболее востребованных у покупателей товаров — около 800 позиций.
«Мы с дискаунтером „Чижик“ уже начали сотрудничество — по нескольким локациям из 20 точек ведем переговоры по поводу размещения. Открытие планируется на апрель следующего года. В республике основным городом для компании станет Казань, но также в зоне их интересов Марий Эл и Чувашия», — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель гендиректора A-Development Владимир Шайхиев. По его словам, проект «Чижик» — «классный и своевременный», потому что платежеспособность населения точно не увеличивается и подобные магазины будут пользоваться популярностью.
«Во многие дискаунтеры, такие как „Светофор“ и „Находка“, не все морально готовы идти из-за их складского формата, а „Чижик“ или Smart — полноценные маркеты с выкладкой товара. К тому же компания рассматривает помещения в 400–450 квадратных метров, что обеспечит им нормальный ассортимент», — говорит он.
Зайдет ли сеть в Челнах? Председатель правления ГК «Акульчев» Сергей Акульчев отмечает, что «Чижик» будет иметь успех, потому что люди любят экономить.
«Вы же хотите купить то же самое, но дешевле? Вот и весь успех. Для дискаунтеров потенциал точно хороший, и „Чижик“ найдет своего покупателя. Тем более идет передел рынка — потребитель переходит из одних форматов в другие, то есть из стандартных сетей люди идут в дискаунтеры, и чем ближе они находятся к дому, тем реже можно ходить. Если вспомните, 15–20 лет назад мы все ездили раз в неделю, в субботу, в большой „Ашан“, набирали по три тележки и стояли в очередях. А сейчас так никто не делает и гипермаркеты стагнируют, потому что открылось много магазинов рядом с домом: зачем тратить целую субботу, когда с остановки идешь и, проходя мимо какого-то магазинчика, покупаешь необходимое? — говорит Акульчев. — Такие форматы будут продвигаться, расти, и перспективы есть в любом городе нашей страны».
«Моя цена», «Доброцен», «Победа» — кто еще?
«Чижик» прискачет в Татарстан спустя год после своего ближайшего конкурента — «Магнита». В начале 2021-го формат дискаунтера в республике запустил и «Магнит». Первые магазины «Моя цена» заработали в Казани и Нижнекамске. Всего по РТ насчитывается около 15 точек, в том числе в Зеленодольске, Лениногорске, Елабуге и Челнах. Концепция дискаунтера также предполагает малый формат, до 300 кв. м, с товарами первого ценового сегмента и собственной торговой маркой.
Самая масштабная сеть, «Светофор», работающая в формате жесткого дискаунтера, но в более просторных помещениях (от 1 тыс. кв. м), представлена во многих районах РТ. Сейчас открыто более 30 точек — в Казани, Челнах, Зеленодольске, Азнакаево, Агрызе, Бугульме, Чистополе, Бавлах, Елабуге, Заинске и др. Компания, основанная братьями Андреем и Сергеем Шнайдерами, является крупнейшей российской сетью розничных складов-магазинов. Причем если раньше она открывалась только на окраинах Казани, то теперь представлена и в ТЦ «Гулливер», рядом с комплексом «Савиново» и ТЦ XL.
Зашел в Татарстан и «Доброцен» — это федеральная сеть дискаунтеров, работающая также в Армении, Казахстане и Беларуси. Развиваться в РТ начали с малых городов. Пока в республике только три магазина — в Мамадыше, Елабуге и Чистополе. Стремительно идет по районам и продсклад «Победа». В столице РТ три магазина, а вот по Татарстану — больше 30. Выбирают дискаунтеры сейчас отнюдь не жилмассивы на окраинах. Так, магазин низких цен «Маяк» решил открыться в Казани в формате гипермаркета на площадях парка развлечений MazaPark (FUN24) на ул. Мазита Гафури.