72,8K подписчиков

Дели... Нью-Дели! Путешествия пилота

3,4K прочитали

Позади очередная летная неделя, за время которой я посетил четыре города: Дели, Салалу, Амман и Эр Рияд. В этом обзоре я расскажу и о состоявшихся полетах, и о воспоминаниях, связанных с этими направлениями.

Дели...

Ой, простите, Нью-Дели, столица Индии, которая является частью... Дели. Не надо путать!

Так мне один индус объяснил!

У индийцев все сложно... Сложнее разве что у тех россиян, у которых мои слова "я слетал в Сочи" вызывают праведный гнев и непреодолимое желание написать недалекому пилоту: "Ты слетал в Адлер! Слышишь? В А-длер!" Не единожды находились желающие меня поправить и наверняка делали это из самых лучших побуждений - иначе и быть не может!

Хех. Тогда я, получается, и не в Барнаул летал, а в Михайловку. Не в Улан-Удэ, а в Мухино.

Было бы так просто, пилотам не платили такие неприличные зарплаты. Здесь все запутано и усложнено. Как Адлер является районом Сочи, так и Нью-Дели - частью Дели. А в моих пилотских схемах написано "Сочи" и "Дели" соответственно. Я летаю в Новосибирск, аэропорт Толмачево. А не в город Обь.

Короче! Аэропорт IGI - Indira Ghandi International, международный аэропорт имени Индиры Ганди, видного индийского политического деятеля (или уже деятельницы?) прошлого. Помнится, когда в одночасье российские аэропорты начали называть в честь известных личностей, я не раз получил вопросы вроде "как вы относитесь к тому, что Домодедово переименуют в аэропорт имени Ломоносова?" На интернет-форумах даже что-то вроде очередного ср#ча наблюдалось: мол, "к черту эти переименования, зачем это вообще нужно? Причем здесь Ломоносов?"

Конечно же, никакого переименования не было. Повод для паники, как это часто бывает, был кем-то выдуман и вброшен, и зерна упали на благодатную почву. В интернете только дай повод для информационного шума, обязательно найдутся воины на боевых диванах. Да чего я об этом пишу, вы и без меня наверняка видели, как одни и те же люди поочередно становились то спортсменами, то политиками, то вирусологами, то снова политиками. И, конечно же, ни на минуту не прекращали быть специалистами по авиации.

Простите, если мой природный сарказм показался обидным.

Пришлось мне тогда давать ответы: "О переименовании речи не идет. Нет, мы не будем в эфире называть Домодедово Ломоносовым. Да, это всего лишь название в честь того или иного известного человека".

Как только переименования случились, инфоповод был забыт и наступила временная тишина.

Позади очередная летная неделя, за время которой я посетил четыре города: Дели, Салалу, Амман и Эр Рияд.-2

Впервые в Дели я слетал в мае 2017 года - это был первый месяц моей работы в Омане. До этого я успел краем уха наслышаться о делийских туманах, а шикарный прононс индийских диспетчеров уже испытал на практике. Знаете, до сих пор мне думается, что и диспетчерам, и пилотам в Индии доплачивают за "скорострельность" и количество сказанных слов в эфире. Принимая во внимание весьма специфический акцент, нетрудно догадаться, что ведение радиообмена в Индии вызывает у российского пилота сначала отрицание, потом понимание, затем привыкание. Да, человек такое существо, что ко всему приспосабливается. Даже к индийским диспетчерам.

В самом первом полете в Дели я получил полезный урок.

В аэропорту три полосы (2022: в настоящий момент строится четвертая). При подготовке к заходу я бросил взгляд на общую схему аэропорта, меня все устроило и я перешел к изучению схемы захода по ИЛС. Было два варианта того, где мы приземлимся: либо это будет ВПП 28, либо ВПП 29.

Нам назначили ВПП 29.

После того, как мы пробили самолетом делийскую мглу, висевшую над землей довольно низко, поначалу я был, мягко говоря, удивлен: трапеция полосы наплывала на нос лайнера так, будто мы летим относительно нее чертовски высоко! Да так оно и было - высота добрых 100 метров, а полоса - вот она, под нами! Будь я более впечатлительным, меня наверняка пробил бы пот, но и мое каменное сердечко, признаться, ощутимо екнуло.

"Что за фигня???"

Взгляд на приборы: идем четко по глиссаде. И практически сразу пронзило понимание: да здесь же смещенный торец, ёпрст! Глаза уже разглядели стрелочки, намалеванные на проплывающем под нами асфальте, а затем увидели входные огни, которые расположились на значительном удалении от начала бетонной поверхности ВПП.

Да, не в каждом аэропорту длина полосы, предназначенная для посадки, совпадает с длиной для взлета. Вот и здесь от полосы 29, имеющей общую длину аж 4430 метров, отрезали добрую треть - для посадки доступны лишь 2970 метров. Нет, и этой длины для посадки Боинга 737 любой модификации более чем достаточно, в России большинство полос короче. Но когда ты не готов к сюрпризу, вид открывшейся под тобой, а не впереди, трапеции ВПП, устраивает хорошую встряску нервной системе.

А чего я только рассказываю? Давайте, покажу, как это выглядит, благо в архивах есть похожая посадка на ВПП 29!

Почему так с полосой поступили? Говорят, к востоку от нее какое-то святое место, поэтому торец сместили к западу дабы самолеты пролетали над святыней повыше. Для взлета же доступна вся длина ВПП.

Позади очередная летная неделя, за время которой я посетил четыре города: Дели, Салалу, Амман и Эр Рияд.-3

С Дели у меня связано еще одно очень яркое воспоминание. Свой самый первый полет на Боинге 737MAX я совершил в апреле 2018 года, и, как вы уже наверное понимаете, это был рейс в Дели. Но всего лишь факта первого полета на новом самолете было бы недостаточно, чтобы сделать воспоминания настолько ярким. Поэтому Судьба распорядилась назначить на это хмурое индийское утро мою первую встречу с непроходимыми грозами, которые расположились в районе Дели.

Мы и так, и сяк, и эдак пытались пробиться к аэродрому, который менял направление посадки, как перчатки: то ВПП 29, то ВПП 28, то ВПП 11, то снова ВПП 29. Крутились как белка в колесе - и это не метафора! Мы все же смогли пробиться и даже вышли на предпосадочную прямую, но подходящие справа тучи так колыхали воздух, что заход на посадку показался абсолютно небезопасным. Приборная скорость жила своей жизнью и не поддавалась контролю. Оценив уже происходящий цирк, я принял решение о прекращении захода и об уходе на запасной аэродром Лакнау.

| Рассказ об этих приключениях вы можете почитать здесь

| А короткое видео из того запомнившегося полета
| можно
глянуть вот здесь

Ну а этот полет в Дели ничем особенным не выделился, разве что он стал первым моим полетом в индийскую столицу после перерыва более чем в два с половиной года. Такие флэшбэки, правда, со мной теперь происходят регулярно, в те же Амман и Эр-Рияд на этой неделе я также слетал впервые после возвращения в Оман.

Со мной летел ну очень разговорчивый второй пилот, который оказался... старше меня! Хм. Для вас, наверное, мое удивление не очевидно, но это действительно из ряда вон выходящий случай - по мере собственного взросления я постепенно отвык от того, что в моем экипаже второй пилот старше, и встретиться с таким в кабине - редкость.

Познакомиться нам пришлось лишь на самолете, так как по пути на работу бедолага застрял в пробке и пробыл в ней без движения почти полчаса. Да, такое здесь тоже случается - чаще всего по причине прибытия/убытия важной персоны. Что послужило причиной пробки в данном случае - осталось неизвестным, ну я в который раз нескромно отдал должное старой привычке выезжать из дома, имея хороший запас времени - я миновал то самое место, где застрял мой коллега по кабине за пятнадцать минут до того, как получил от него звонок с сообщением о проблемах.

В итоге все разрешилось благополучно, он приехал тогда, когда подготовка к полету шла полным ходом, но посадка пассажиров еще не началась, и на полет этот эпизод никак не повлиял. Слетали хорошо, он рассказал о том, как замечательно 27 лет отработал в авиакомпании"Гольф Эйр" в Бахрейне, какой там был классный семейный коллектив, но во время пандемии вернулся в родную страну и теперь ждет ввода в строй в командиры.

В общем, даже здесь возможны дорожные проблемы, схожие с московскими. Ну а я вновь имел возможность полюбоваться марсианскими пейзажами южного Пакистана.

Позади очередная летная неделя, за время которой я посетил четыре города: Дели, Салалу, Амман и Эр Рияд.-4

Дели встретил нас традиционным дымом. Однажды я выложил на YouTube видео "Посадка в дымном Дели", на что получил комментарий от индийца: "Это не дым, это туман! В Дели часты туманы!" Нет, брат. Туман - это туман. А смог - это смог. Воздух в Дели имеет специфический запах горелой древесины - жителям Москвы и Подмосковья, пережившим лето 2010, он очень хорошо знаком, и я в их числе.

Да и в метеоинформации АТИС говорится без прикрас: "Visibility 2000 meter, smoke" (Видимость 2000 метров, дым). Дели - одна из самых экологически неблагополучных столиц мира.

То самое видео (здесь посадка на ВПП 28):

Тем не менее я с большой радостью совершил посадку на полюбившуюся мне ВПП 29 с перенесенным торцом, прокатился по перрону, на котором за время моего отсутствия успели переименовать рулежные дорожки, и провел два часа на одной из запомнившихся мне стоянок - на ней и раньше выданный нам представителем GSM-роутер плохо ловил интернет, и сейчас, через два с половиной года, ничего не изменилось.

Как будто и не было этого перерыва! Все очень и очень знакомо. Я либо сплю, либо наконец проснулся - такое ощущение сопровождает меня с момента возвращения на Ближний Восток.

Продолжение следует

Всего вам самого доброго!
Берегите себя и своих близких!
Мирного неба!

| Boosty Sky Stories - новинки и эксклюзивные материалы

| "Рассказ ночного резервиста"

| Мои книги "Небесные истории":
| Издательство "Эксмо"
|
Издательство "Ридеро"
|
Книги на Литрес

Позади очередная летная неделя, за время которой я посетил четыре города: Дели, Салалу, Амман и Эр Рияд.-5