73K подписчиков

Рассказ ночного резервиста

5,1K прочитали
"Похоже, меня игнорят.

"Похоже, меня игнорят. Я у планирования во френд-зоне", - такая мысль, отдающая юмором, закралась ко мне в голову после того, как я проснулся в собственной кровати (а не в пилотском кресле) после второго подряд ночного резерва. Действительно, когда такое было, чтобы только что введенного в строй пилота (читай, с наименьшим сеньорити) не побеспокоили в ночном резерве? Ну, один раз пронесло - понятно. Бывает. Но два раза подряд?

Это что-то необычное!

Что ж, не вызвали, ну и отлично. У меня получилось отоспаться за весь прошлый месяц. Как ответственный пилот, я готовился к резерву так, будто мне гарантирован ночной рейс, поэтому около 18:00, попросив семью не шуметь (ага!), настроив внутренний будильник на 22:00 и вставив в уши затычки, залез под одеяло и постарался заснуть. К собственному удивлению, у меня это довольно быстро получилось.

Зачем настраивать будильник? Чтобы в начале резерва затычки из ушей убрать и дрыхнуть дальше. Будет довольно забавно, если ты не услышишь звонок из Crew Control лишь потому, что закрылся от внешнего шума, пытаясь ответственно подготовиться к возможному ночному рейсу.

Фортуна, очевидно, оценила мои старания и две ночи прошли потрясающе спокойно. Затем последовали два выходных дня и вот потом я наконец-то сел за штурвал без няньки в виде инструктора - выполнил, так сказать, очередной в карьере первый самостоятельный полет. Слетал в утренний Кочин (это на юго-востоке Индии), затем в дневной Каир с возвращением за полночь. Сейчас я пишу этот рассказ, а вечером мне предстоит улететь в Медину и вернуться ранним утром, чтобы следующим же вечером в ночь улететь в Читтагон. И потом уже можно денек отдохнуть.

Я снова на галерах и это безусловно здорово!

| Мои книги "Небесные истории":
| Издательство "Эксмо"
|
Издательство "Ридеро"
|
Книги на Литрес

Признался молодому второму пилоту (арабу, конечно же), с кем вчера летал в Каир: "Знаешь, Омар, раньше здесь никто не любил летать в Катманду. То еще местечко: и погода, и рельеф, и замороченные процедуры. Но эти два года я вспоминал о жизни и работе в Омане исключительно теплыми словами и не раз ловил себя на мысли, что я был бы счастлив хоть каждый день в Катманду летать, лишь бы вернуться в то месте, где моей семье было хорошо. Так что я счастлив от того, что впереди ночные Медина и Читтагон".

| Видеорассказ "Катманду - странное местечко"

Ну да ладно. О полетах как-нибудь поговорим потом, а сейчас расскажу о том, что такое резервы и зачем они нужны.

Иногда (да чего уж там - часто!) случаются сбойные ситуации и возникает риск задержки вылета, если только в срочном порядке не найти экипаж - целиком или частично. Причин для сбойный ситуаций очень много: от банального "пилот заболел", когда под угрозой срыв конкретного рейса, до масштабных проблем, связанных с непогодой. Москва, к слову, этим славится - бывают дни, когда десятки самолетов не могут приземлиться в столице, улетают на запасные аэродромы и отсиживаются там. У экипажей заканчивается рабочее время и они идут размещаться в гостиницу... А в это время службы авиакомпаний лихорадочно пытаются поддержать рушащийся график: ищут самолеты, которые могут вылететь из Москвы (да-да, иногда не получается приземляться, но вылететь удается), и под это дело формируют экипажи. Такое явление я называю "обычным московским апокалипсисом", и оно случается по несколько раз за год, причем в любое время года. Летом причиной становятся грозы, зимой - снегопады. Ну и туманы, конечно же - эти могут быть когда угодно.

"Гнилой уголок", - ласково отзывался о полетах в Москву Василий Васильевич Ершов.

| Об одном из таких пятничных апокалипсисов вы можете
прочитать в книге "Офисный полет", рассказ "Авиатриллер обыкновенный". К слову, он получил "экранизацию" на канале YouTube Игоря Зырянова.

Нет, конечно же, такой кавардак случается не только в Москве, абсолютно любой аэропорт в один прекрасный день может стать жертвой капризной Стихии. Но только вот в Саратове или Новосибирске количество рейсов на порядки меньше, чем в столице, и эти локальные апокалипсисы проходят, как правило, незаметно.

Для таких сбойных случаев авиакомпании держат "резервистов" на каждый день, причем как пилотов, так и бортпроводников, конечно же. Резервы разделяются по времени суток и по месту нахождения экипажей. У нас, например, резервы бывают ночными (это когда тебя могут вызвать с 22:00 до 06:30 утра), утренними (с 06:00 до 18:00), дневными (с 13:00 до 22:00) и вечерними (с 18:00 до 06:00). Каждый день определенное число командиров, вторых пилотов и бортпроводников "сидят" в резерве, готовые в пределах часа оказаться в штурманской комнате. В других авиакомпаниях количество резервов и резервистов может быть иным.

Мы ждем звонка из Crew Control дома (ну или близко от него) - все живут довольно близко к аэропорту, благо Маскат позволяет. У проводников есть и резерв в аэропорту - ждут своего часа в специальной комнате для отдыха непосредственно в здании, где экипажи готовятся к рейсам. В России домашний резерв тоже встречается, но, учитывая расстояния и дорожное время, более распространенным является нахождение в гостинице рядом с аэропортом.

Есть и еще один вид резервирования, который формально резервом не зовется. Как правило, ежедневно пилотов в наличии больше, чем рейсов и иных событий, на которые они могут быть запланированы (те же резервы, например, или какие-то виды подготовки, а также выходные дни). Пилоту, свободному от наряда, назначается статус "доступного для планирования". То есть он вроде как не работает, но это не резерв и не выходной день. И да, его тоже могут вызвать, причем в зависимости от специфики работы авиакомпаний, именно таких могут назначить на выполнение того или иного события в первую очередь - тогда, когда об изменении известно достаточно заранее, а резерв берегут для совсем уж экстренных случаев.

К слову, резервист может служить не только для прикрытия рейсов, но и для назначения на тренировку. Например, у тренируемого на тренажере командира нет пары - в таком случае ему назначают 'cover pilot' из числа свободных для планирования (если о проблеме известно заранее) или из резерва.

"Похоже, меня игнорят.-2

В совсем уж сложных случаях пилота могут вызвать из его выходного дня, но при определенных условиях. Во-первых, должна быть обеспечена легальность такой вот замены. По правилам, выходной день предоставляется не реже, чем после шести отработанных дней подряд. То есть, если пилот шесть дней подряд летал, то седьмым днем обязательно должен быть выходной, и из такого выходного вызывать на работу незаконно. Но выходной мог быть назначен и после четырех отработанных дней - в таком случае пилота могут вызвать. И тут наступает "во-вторых": пилот должен дать согласие.

Пилоты по-разному относятся к резервам и вызовом на полеты в других случаях. Резервы рассматриваются как данность, как обязанность (тем более, что за него идет рабочее время, учитываемое в плановом периоде). По понятным причинам, дневной резерв пилоты любят больше, чем ночной... Хотя и здесь бывают особенности. В небольших авиакомпаниях, в которых шанс быть вызванным из резерва не так высок, ночной резерв может быть предпочтительнее, особенно, если ты проводишь его в гостинице - можно, наконец, выспаться, отдохнув от семейного быта.

"Похоже, меня игнорят.-3

Но это не про нас, здесь шанс быть вызванным ночью традиционно значительно выше, чем в резерве утреннем или дневном. В 2017 году, когда я впервые сюда попал, мне был назначен ночной резерв сразу же после прохождения проверки. И, конечно же, меня вызвали - я слетал в Бахрейн на новом для себя самолете Боинг 737-900ER. Что интересно, моим коллегой был русский второй пилот, что, учитывая, что их было всего трое на всю авиакомпанию, было редкостным везением. Хех, на самом деле тогда я больше ждал дня, когда же я наконец слетаю с иностранным вторым пилотом - очень уж хотелось начать то, ради чего я сюда переехал - получать новый опыт, частью которого я рассматривал полеты с иноземцами. Очень уж хотелось убедиться, что мне это по силам.

| "Когда все только-только начинается" Книга о пилотах и полетах

"Похоже, меня игнорят.-4

Забавно то, что случилось в следующем рейсе. Да, мне был назначен второй пилот, но мне пришлось его с рейса снять по причине его плохого самочувствия. Он, уже будучи в кабине, начал пить таблетки. Я спросил: "Что случилось?" Парень объяснил, что третий день одолевает боль в ухе, но помогало обезболивающее. А сегодня что-то прям приперло. И вот, представьте ситуацию: это мой второй самостоятельный рейс в иностранной авиакомпании, у меня в экипаже пилот, которому явно не стоит лететь, но если его менять, то обязательно будет задержка. Я ведь еще ничего не знал о том, как здесь относятся к задержкам - в России иногда и полуживых убеждали слетать ради расписания во благо лояльности к авиакомпании. Да и сам, чего таить, на таблетках, бывало, летал во славу родному флагу дабы не подвести командира эскадрильи.

Я рассудил так: "Сюда я приехал за опытом, посмотреть как организована летная работа. Вот и будем посмотреть. Я должен отработать правильно. А правильно - значит, снять пилота с рейса". И - никаких проблем в итоге. Правда, мой полет в экипаже со вторым пилотом-иностранцем в тот день не состоялся - из резерва прислали командира, и пусть он слетал со мной в правой чашке, это в зачет не пошло.

Ну а дальше уже пошло-поехало. Налетался с иностранцами, понял, что могу. А из ночных резервов поначалу вызывали весьма часто. Потом, когда появились другие новички, стали вызывать пореже.

Ну а в этот раз пронесло, хотя, признаюсь, даже разочарование испытал. Все же хотелось уже слетать без няньки. Нет-нет да проскакивает ощущение, что руки по штурвалу соскучились.

"Похоже, меня игнорят.-5

PS Приношу извинения заранее, если мои публикации сейчас будут выходить реже, чем хотелось бы и вам, и мне самому. Ко мне приехала семья, теперь, учитывая еще и полеты, бездельничать получается все реже и реже. Да и работоспособность моя не та, что девять лет назад, когда я только начал писать рассказы в ЖЖ. Тогда я мог вернуться из полета и по горячим следам накатать рассказ, прежде чем пойти отдыхать. Сейчас так уже не получается, но чувство ответственности перед вами мотивирует побеждать лень и браться за клавиатуру.

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Мирного неба!

Поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить выход очередной статьи или видео.

Подпишитесь на Boosty "Небесные истории" и получите ранний доступ к моим новым публикациям и эксклюзивному контенту, который нигде больше не опубликован.

Мои книги "Небесные истории":
Издательство "Эксмо"
Издательство "Ридеро"
Книги на Литрес