Найти тему
«Советский Сахалин»

Дайверы осмотрели корабль, который потопила американская подлодка в заливе Анива

Оглавление

Сахалинские кинематографисты вместе с дайверами погрузились на дно залива Анива и сняли затонувший в 1945 году у мыса Анастасии  японский эскортный корабль CD112. Один из дайверов облетел корабль на коптере.

Экспедиция первая

Первую экспедицию, целью которой было получить видеоматериал о затонувшем корабле, мы провели в начале июня. Из прежних участников, занимавшихся поиском  корабля в 2020 году, остались трое — я, Ян Дятлов и Алексей Несмеев. Один из наших поисковиков, водолаз-инструктор Алексей Ильин, погиб в Украине в марте этого года.

-2

Когда мы собрались на съёмки корабля в июне, у нас образовалось матриархальное поисково-водолазное сообщество. Две девушки и Ян. Остальные — группа поддержки.

Надо признать, в тот раз мы не очень хорошо всё продумали и  подготовились, что и сказалось на результате. Такое погружение требует концентрации сил —  моральных, физических, интеллектуальных. Требует серьёзной организации. Вместе с тем были ограничения, которые определял уровень финансирования. Слишком много приходилось делать «на голом энтузиазме».

-3

В итоге, когда на третий день экспедиции мы наконец приступили к основному мероприятию — погружению, оказалось, что в нужном месте сильное течение. Настолько сильное, что дайверы не могли его преодолевать, и спуск к кораблю был возможен только при помощи троса-проводника.

В принципе, если рассматривать ту экспедицию как разведочную, а погружение — пробное, то цели мы достигли. Провели наблюдения, измерили скорость и направление течения, уточнили местоположение корабля. Установили буй.

-4

CD112 лежит на глубине 37 метров. С обычным сжатым воздухом дайвер может находиться на такой глубине всего 10 минут. Потом при всплытии ещё нужно проводить «декастопы» — отвисать на разных глубинах по 15 и 5 минут.

У дна — сильное течение, вокруг корабля закручиваются дополнительные потоки, поднимая муть из ила. В тот раз водолазам не удалось поснимать корабль, хотя с собой были две камеры, оснащённые мощными подводными фонарями. Зато удалось его увидеть!

-5

Вторая экспедиция

Всё лето «Пираты Охотского моря» возили и окунали в море приезжих туристов. Им было не до съёмок. Я тоже проездил пол-лета по киномастерским и лабораториям, работая над двумя другими фильмами.

В сентябре Ян налетел на бревно, обходя мыс Крильон. У катера погнулись лопасти винта. Пока Ян чинил винты, я ломал голову над движением масс воды в акваториях Сахалинской области. Интересную лекцию мне прочел профессор из лаборатории СаХГУ Владимир Михайлович Пищальник.

-6

Я узнал, что движение вод в заливе Анива складывается из двух потоков. Один идёт из Охотского моря, огибая мыс Анива, другой из Японского (ветка Куросио — течение Соя). Вихри образуются на стыке течений, но в разные времена года, в зависимости от температур, эти вихри видоизменяются. Они рождаются, порождают парные вихри, закручиваются вокруг возвышенностей (например у Камня Опасности) и распадаются.

-7

Простой прогноз по течениям даёт Windy. Но самое интересное, что в момент смены прилива и отлива должна быть и смена течений. Это небольшой период времени, в который мы должны успеть сделать погружение к затонувшему кораблю.

Наконец Ян починил винты, спустил катер на воду. В конце сентября осенняя погода стала давать о себе знать. Но вот в выходные выдались спокойные деньки. В точке нахождения нашего корабля, в шести километрах от мыса Анастасии,  Windy даёт прогноз по ветру 4 м/с, по волне 0,4 метра, по течению 0,1 узла. Идеальная погода в наших суровых осенне- сахалинских реалиях.

-8

Еще не рассвело, мы собираемся в яхт-клубе в Первой Пади.  Отсюда мы уходили два раза и в 2020 году. План такой – с минимальными запасами и снаряжением быстро долетаем до точки, ныряем и сразу возвращаемся.

-9

На этот раз в команду «Пиратов Охотского моря» завербовались дайверы: капитан Ян, Евгения с мужем Сергеем и Вадим. Я пошел маркитантом. Традиционный патриархат.

Море суперспокойное. Долетели до точки за два часа, в отличие от шестичасового «телепания» в июле (тогда мы перегрузили катер). Однако ближе к проливу Лаперуза волна пошибче. На подходе к Анастасии от качки все кроме капитана впали в дрему.

-10

Море раскачивает катер, но мы к этому уже привыкли и можем работать. Пока готовились к тралению, из-за мыса появился пограничный сторожевой корабль. Оставив после себя водяной фонтан, он моментально оказался около нас. Запросил по УКВ связи. Ответили по регламенту.

-11
— Удачного дня, — пожелал нам пограничный катер и, вновь пустив фонтан, исчез в направлении Отомари.

Отправили за борт кошку. В прошлый раз мы поймали корабль с пятого или шестого раза. На этот раз опять долго не можем зацепить.

-12
— До корабля 50 метров!
— Корабль под нами!
— Ничего.
— Вот что,- предлагает Ян. — Я прохожу на катере прямо над ним, а ты бросаешь якорь. А потом я спущусь и на скутере поищу его.
-13

Так и сделали.

Ян со скутером исчезает под водой, а мы на катере отсчитываем время и внимательно вглядываемся в волнующееся море. Вдруг на поверхности появляется красный вертикальный буй. Это значит, что Ян нашёл корабль и обозначил его.

-14

Ждём дальше. Сергей замечает пузыри на поверхности. Ян и корабль почти под нами.

Проходит двадцать минут, и Ян появляется недалеко от буя. Потом быстро доезжает до борта катера. Принимаем первопроходца, втаскиваем его на руках на борт.

-15
— Ну что, видно корабль?
— Очень хорошо видно! Там снаряды, снимите, на них что-то написано. Гильзы отстрелянные лежат.
— А пушки?
— Он лежит килем вверх, поэтому пушки если и есть, то внутри, он разломан местами, есть входы. Но вы туда не лазьте, — говорит Ян. — Кораллы на нём, я таких здесь не видел.
— Кораллов здесь не может быть, — замечает биолог Сергей.
— Какой план действий, если кого-то сносит течением? — спрашивает коллег Вадим.
— Течения там нет. Я его весь вокруг пролетел на скутере, потом ещё над ним проехался.
-16

Вадим с Женей облачаются в скафандры. Сергея укачало, он отказывается от дайва.

С правого и левого борта чёрные ихтиандры, обвешанные баллонами и шлангами, с плеском вываливаются в море. Мы подаем им камеры и тащим вдоль борта к якорной верёвке. Ян напоминает о необходимости на обратном пути освободить якорь, который зацепился за борт затонувшего корабля, и отвязать линь буя.

-17

Разговаривать они уже не могут, поскольку подключены к аквалангам, и знак, что все хорошо, как любят показывать дайверы даже на берегу, не могут показать, потому что руки заняты. Они  просто кивают и быстро уходят вниз, чтобы не тратить драгоценный воздух.

Мы ждем. Внимательно наблюдаем за поверхностью, отслеживаем положение буя, фиксируем пузыри.

-18

Я мысленно проматываю в голове весь проект, начиная с идеи, когда в 2019 году Александр Сергеевич Челноков рассказал мне про затонувший у мыса Анастасии корабль, про подлодку «Барб» и её отважного командира Лаки Флаки. Про Тихоокеанский Ленд-лиз и наш «Трансбалт». Вспоминаю своего деда, которого я никогда не видел, а видел кочегар с «Трансбалта» Володя Панков.

-19

Мыслями пролетают наши экспедиции по поиску CD112.  Леха Ильин, которого с нами нет. Поход на «Диабазе», когда с геофизиком Олегом Георгиевичем нашли корабль. Мои рейсы штурманом по этому маршруту на больших судах. Сколько раз я проходил через это место! И вот, главное происходит в эти минуты под нами. Если всё получится, то мы наконец увидим корабль.

-20

Наконец ребята появляются под носом катера, и мы тащим их на веревочках к корме, помогаем разоружиться и подняться на борт.

Всё произошло. Насколько было возможно, изображение корабля получено. Мы возвращаемся. Прошу ребят показать мне видео на экране камер. С волнением отмечаю для себя это событие.

-21

Видно, что корабль лежит дном вверх, пушек не рассмотреть.  Времени для съёмок было совсем немного. Видимость слабая. Но есть самое важное. Теперь те, кто посмотрит фильм, проживёт эту историю с нами до конца, до прикосновения к вечности, как говорил Лёша Ильин, который очень хотел дойти с нами до конца.

-22

Погода портится, и наш катер идет по волне в сторону Корсакова. Кажется,что волна иногда больше двух метров. Катер, то взбираясь на гребень и выходя на глиссер, набирает скорость, то обгоняя волну, снова зарывается кормой в воду,  и скорость падает. То волны кидают нас, наклоняя так, что я держусь, чтобы не вылететь из кресла. Я сижу на верхнем мостике, наблюдая борьбу со стихией, и мне представляется это море между двумя мысами как поле. Живое поле. А мы тут работаем, живём, творим, думаем о том, что было и о том, что есть.

-23

На следующий день после экспедиции Ян прислал сообщение о прощании с Лехой в храме. Я пойду.

Видео подводных съемок Вадима Легенкина и Евгении Вяткиной.

Музыка Александра Лопатина.