14 апреля 1931 года произошел переход от монархии к республике и вскоре на банкнотах номиналом 50 песет, датированных 17 мая 1927 года, на портрете короля, обыватели стали замечать чернильные штампы овальной формы. В центре штампа, как республиканский символ, четырехконечная корона в виде зубчатой стены над пятисекционным гербовым щитом. Золотой замок на красном фоне в 1-м поле олицетворяет Королевство Кастилия, пурпурный лев на серебряном фоне во 2-м поле символизирует Королевство Леон, четыре продольные красные полосы на золотом фоне в 3-м поле - это герб Арагона, а золотые цепи на красном фоне в 4-м поле представляют Наварру. На ромбовидном поле в нижней части герба изображен гранат на серебряном фоне, символизирующий бывшее Королевство Гранада. Над гербом надпись "РЕСПУБЛИКА“, а под ним - "ИСПАНИЯ“.
Согласно указу от 23 июля 1931 года, другие банкноты находящиеся в обращении также должны были быть маркированы. На левой стороне купюр был нанесен круглый бесцветный штамп диаметром 28 мм. Надпись на штампе гласила: "ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ . 14 АПРЕЛЯ 1931 г.“ Во внутреннем круге уже описанный герб с короной в обрамлении оливковых ветвей. Эти тиснения обычно трудно различимы и временное правительство, столкнувшись с трудностями, связанными с проставлением штампов на банкноты, отменили эту практику декретом от 17 декабря 1932 года. Таким образом, все банкноты, находившиеся в обращении в тот период, могли как иметь бескрасочные штампы, так и обращаться без них.
Разногласия и противоречия в обществе привели в гражданской войне 1936-1939 годов. Да, до этой строчки можно докопаться, но попробуйте сами в одном предложении изложить предпосылки гражданской войны, если развернутое объяснение по объёму как полноценная книга. В общем, 30 июля 1936 года повстанцы установили в Бургосе свое правительство, во главе которого 20 сентября 1936 года встал генерал Франко.
Наряду с "республиканским“ Банко-де-Испания в Мадриде, 8 сентября 1936 года в Бургосе был учрежден "Национальный“ Банк и с ноября на банкнотах, находящихся в обращении, ставились штампы. Однако для штамповки были оставлены только банкноты, которые уже находились в обращении, датированные 18 июля 1936 года. Денежные купюры, выпущенные позже, были недействительны на территории повстанцев.
В результате войны Испания распалась на две валютные зоны: республиканскую зону с Банком Испании в Мадриде и денежной единицей "песета республикана“ или "песета роха“ и национальную Испанию, (состоящую из участников переворота) с Национальном Банком в Бургосе и денежной единицей „песета Насьональ“. Ниже будет рассмотрена только история денежно-кредитной политики республики.
Неудача государственного переворота оказала прямое влияние на финансовое и валютное развитие. Республиканское правительство отреагировало закрытием бирж. Кроме того, для торговых целей была объявлена 48-часовая отсрочка платежа, которая позже была продлена до 19 августа 1936 года. Также были увеличены процентные ставки, а выплаты основных средств по государственному долгу приостановлены. 14 августа республиканское правительство запретило продажу недвижимого и движимого имущества, чтобы предотвратить его обесценение. А для предотвращения бегства капитала из страны и спасения банковского дела от краха, 19 июля правительство издало постановление, согласно которому в течение 48 часов с банковских счетов можно было снять не более 2000 песет. В последующий период это правило неоднократно продлевалось. Исключения были сделаны только для выплат заработной платы и оплаты налогов.
Декретом от 3 октября 1936 года республиканское правительство приказало сдать золотые запасы в отделения Национального банка. В 1937 году налоговая пошлина была распространена также на ювелирные изделия, драгоценные металлы и иностранную валюту. Кроме того, владение банкнотами было ограничено.
В июле Банк Испании и Министерство финансов сообщили о располагаемых запасах банкнот и монет для всей Испании, (включая находящиеся в обращении), на сумму около 10,5 миллиардов песет.
В период до гражданской войны Центральный банк выпустил всего две банкноты. В июле 1932 года банкнота номиналом 50 песет, а в апреле 1933 года банкнота номиналом 25 песет, обе с указанием даты выпуска 15 августа 1928 года. Выпуск номиналов в 100, 500 и 1000 песет не производился до 1937 и 1938 годов соответственно. Серия банкнот, напечатанная в Bradbury Wilkinson and Co., Лондон, имеет единый внешний вид с изображениями испанских деятелей культуры и политики на лицевой стороне и воспроизведением соответствующих картин на обороте.
Банкнота в 25 песет посвящена драматургу Педро Кальдерону де ла Барке (1600-1681). Справа спереди его погрудный портрет, а в центре - памятник в его честь на площади Санта-Ана в Мадриде, на реверсе - сцена из его драмы «Девосьон де ла Крус» ("Поклонение кресту"). Общий тираж: 60 миллионов шт.
На 50-й изображены портрет художника Диего Родригеса де Сильва-и-Веласкеса (1599-1660) и внешний вид музея Прадо в Мадриде, а на реверсе - картина художника "Возвращение Бреды“. Общий тираж: 60 миллионов шт.
Банкнота в 100 песет посвящена поэту Мигелю де Сервантесу Сааведре (1547-1616) с изображением его портрета на левой стороне купюры и его памятником на площади Испании в Мадриде в центре. На реверсе, в соответствии с его основной работой, картина «Встреча Дон Кихота с герцогами» Луис Менендес Пидаль (1861-1932). Тираж: 20 миллионов шт.
Номинал в 500 песет отдает дань уважения Карденалу Сиснеросу с его портретом и изображением Толедского собора. На реверсе картина Франсиско Ховера и Казановы (1836-1890) «Освобождение тунисских пленников». Тираж: 2 миллиона шт.
Погрудный портрет Фернандо III и изображение Севильского собора можно увидеть на 1000-й купюре. Реверс украшает картина Алехандро Ферранта и Фишерманса (1843-1917), на которой изображен король, во время Святого Причастия. Тираж: 2 миллиона шт.
Банкноты с датой 25 апреля 1931 года поступили в обращение почти в то же время. Они также были напечатаны компанией Брэдбери и Уилкинсон и аналогичны предыдущей серии.
На аверсе банкноты достоинством 25 песет изображен автопортрет художника Висенте Лопеса Портанья (1772-1850), а на реверсе то, как художник видел музыку. Тираж: 10 миллионов шт.
На 50 песетах изображен портрет еще одного художника художника: Эдуардо Росалеса (1836-1873); на обратной стороне его картина «Смерть Лукреции». Тираж: 10 миллионов шт.
Гонсало Фернандес де Кордова изображен на лицевой стороне сотенной купюры, а на реверсе изображена картина Хосе Касадо де Алисала (1832-1886): «Великий капитан (Фернандес) находит тело своего врага, герцога Немурского, на следующий день после битвы при Сериньоле». Тираж: 10 миллионов шт.
С 500 песет смотрит исследователь Хуан Себастьян Элькано (1486/1487–1526). На реверсе картина «Высадка Элькано в Севилье» руки Элиаса Салаверрии (1883-1952). Тираж: 2 миллиона шт.
1000 песет так и не были выпущены в обращение, однако были напечатаны. С лицевой стороны на нас смотрит поэт Хосе Зоррильи и Мораль (1817-1893), а на оборотной стороне поэт декламирует свои стизи в мастерской художника Антонио Марии Эскивель (1806-1857), чья картина и взята за основу для оборотной стороны. Тираж: 2 миллиона шт.
Томас де Ла Рю продолжили традиции типографии Bradbury & Wilkinson. С августа 1938 года в обращение поступили их банкноты начиная с номинала 500 песет.
Банкнота датирована 7 января 1935 года. На аверсе Камило Делома выгравировал погрудный портрет конкистадора Эрнана Кортеса де Монрой и Писарро Альтамирано (1485-1547), а также дворец Завоевателя в Мексике. Картина «Эрнан Кортес сжигает свои корабли» работы Франсиско Санс Кэбота (1828-1881) отражает историю испанского завоевания Мексики. Тираж: 2.045.000 шт.
Гравер Камило Делом так же работал и над следующей банкнотой номиналом 50 песет с портретом врача и нобелевского лауреата Сантьяго Фелипе Рамона-и-Кахаля (1851-1934), датированной 22 июля 1935 года. На реверсе изображен памятник в честь ученого в парке Ретиро в Мадриде. Памятник был создан скульптором Викторио Мачо (1887-1966).
Часто эта банкнота, лицевая сторона которой имеет преимущественно коричневые тона, также попадается в синем и красном цветах. Вероятно, они были подвергнуты химической обработке (во всяком случае именно такое полу-официальное предположение в цветовых отличиях. Кстати, в испанских каталогах разновидности вообще не учитываются). Общий тираж: 20 миллионов шт.
И над третьей банкнотой (последней в этой линейке) номиналом 25 песет от 31 августа 1936 года с портретом художника Хоакина Сороллы (1863-1923) так же трудился Камило Делом. Кроме того, на лицевой стороне присутствует изображение «Эль Мигелете» в Валенсии. Реверс с картиной «Regreso de la pesca» ("Возвращение рыбаков"), типичная работа художника-импрессиониста. Многие (из-за этого изображения) считают эту банкноту одной из самых красивых испанских банкнот. Тираж: 20 миллионов шт.
Продолжение следует.