Найти тему

Основа трансформации высшего образования — направленность всей системы на развитие молодого человека как гражданина страны



В рамках проекта «Образование по-другому» на вопросы ответил и. о. ректора Оренбургского государственного университета Сергей Мирошников. 

Какие задачи должна решать система образования в современной России?

Сегодня мир живет в эпоху глобальных перемен, которые затрагивают абсолютно все сферы деятельности. Новые вызовы, с которыми сталкивается наша страна, требуют новых решений, новых подходов к достижению целей, в том числе, и в образовании. Система высшего образования должна измениться — как структура, тесно связанная с реальным сектором экономики.

Главная задача высшего образования, безусловно, остается незыблемой. Это формирование молодого человека как гражданина России, обладающего передовыми знаниями. Вместе с тем мы должны научить наших студентов ориентироваться в быстро меняющемся мире, адаптироваться в новых реалиях.

Какие принципы нужно заложить в основу трансформации системы образования с учетом текущих реалий и вызовов?

В первую очередь, система должна быть направлена на развитие молодого человека как гражданина страны. Именно такие ребята будут способствовать развитию национальных интересов России, содействовать укреплению технологического суверенитета страны.

Вторым важным принципом в условиях динамично меняющейся реальности является сочетание гибкости и практичности образования. Резкие социально-экономические перемены, стремительное развитие технологий, быстрое устаревание квалификаций и знаний — все это требует от современного специалиста трансфессиональности, универсальности.

Как следствие, императивом высшего образования сегодня должна стать модель гибкого обучения, которая позволит студентам выбирать уникальные образовательные маршруты, варьировать направления, программы, каналы доступа к знаниям и навыкам. Тем самым у выпускников сформируются компетенции, которые могут быть адаптированы к разным сферам деятельности в зависимости от потребностей экономики.

Логичным в этой связи представляется и такой принцип, как формирование у обучающихся широкого кругозора с акцентом на передовые научные знания. Без этих слагаемых невозможна подготовка успешного специалиста.

Подчеркну, что любое преобразование должно быть осмысленным. Трансформация высшего образования — не самоцель. Наша общая задача — создать оптимальную систему подготовки востребованных кадров. Для этого необходимо сочетать новые подходы к обучению с тем позитивным опытом, который отечественная высшая школа наработала за прошедшие десятилетия.



В рамках проекта «Образование по-другому» на вопросы ответил и. о. ректора Оренбургского государственного университета Сергей Мирошников.