Коллективный разум в лице «Вики…» утверждает:
Таким образом, исходя из приведенной цитаты, можно сделать вывод о том, что у эсминцев 7 и 7У было одинаковое вооружение. Правда? Ну, давайте, посмотрим. Берем черноморские «семерки».
ЭМ «Бдительный» встретил начало войны, находясь в капитальном ремонте в заводе №201 (СМЗ) с ремонтом турбин и заменой артиллерии. Ремонт был закончен 9 сентября 1941 года (правда, выходя из ремонта, сел на мель, свернув носовую оконечность до 10 шпангоута, и вновь встал в ремонт).
ЭМ «Беспощадный» в мае-июне 1940 года стоял на заводе №201 (замена ГТЗА№2 и артиллерии).
ЭМ «Безупречный» в феврале 1941 года встал в завод 201 для замены артиллерии
ЭМ «Бойкий» в январе 1941 года, стоя в заводе 201, поменял артиллерию
ЭМ «Бодрый» до войны дважды проходил ремонт и модернизацию:
-с июля 1939 года по апрель 1940 в Николаеве (замена электропроводки с разделением сетей освещения и силовой сети, замена изоляции, замена торпедных аппаратов, замена артиллерии)
-с августа по сентябрь 1940 года в Севастополе
Кроме того, в апреле 1940 года ЭМ снова встал в завод 201 для замены артиллерии
ЭМ «Быстрый» в июне 1941 года вышел из завода №201 после замены артиллерии, и следовал в Николаев для ремонта турбин (подорвался при выходе из бухты 01.07.1941 года).
С турбинами все понятно: в порыве погони за формальными параметрами, наши снимали ограничения, и выжимали из турбин максимум (что, наверное, не совсем правильно), плюс к этому, проблемы с качеством, вызванные спешкой, плюс к этому, не совсем грамотная эксплуатация. В общем, некоторые эсминцы, пройдя испытания, вскоре опять становились в ремонт. Черноморским эсминцам проекта 7У было проще: у них у всех стояли импортные турбины (и еще одна пара турбин даже лежала в запасе). НО, не о том сейчас речь.
Обратите внимание: ВСЕ «семерки» становились в завод №201 для замены артиллерии (а, «Бодрый» даже дважды). После замены артиллерии, эсминцы становились к причалу в Сухарной балке, выгружали старый боезапас, и получали новый. Зачем?! Что на что меняли? Ведь, если верить «Вики…» у эсминцев проекта 7 и 7У была одна и та же артиллерия.
А, вот, не совсем так. Вернее, совсем не так. А, затем, что «старые» снаряды не подходили к «новым» орудиям.
Главный калибр эсминцев состоял из четырех орудий Б-13. Традиционно принято писать, что «Пушка Б-13 создана на базе 130-мм орудия образца 1913 года длиной в 55 калибров, спроектированного в 1911-1913 годах КБ Обуховского завода». Это не совсем так. Их объединяет только калибр. По сути, Б-13 абсолютно новое орудие. Даже тот факт, что оба орудия имеют один и тот же калибр, не говорит о том, что снаряды и заряды от орудия образца 1913 года подходят ко всем орудиям Б-13. Не спешите спорить.
Начнем с самого начала.
Попытка пойти по пути модернизации орудия 1913 года, оказалась тупиковой. Военных не устраивали ни ее габариты, ни ее масса, ни ее дальность стрельбы. Попытки модернизации закончились разработкой артсистемы Б-7 для монитора «Ударный». Все. Дальше пошла работа и, получилось совсем другое орудие.
Частичная модернизация была признана полумерой, и Управление вооружений морских сил (УВМС) заказало заводу “Большевик” новую 130-мм пушку под индексом Б-13. И, вот начались метания.
Попытки просто «обрезать» старую пушку до 45 калибров привели к падению дальности стрельбы до 16 км. Попытались заменить заряд, используя новые пороха и увеличив заряд. Теоретически получалось неплохо.
В ноябре 1929 года был представлен эскизный проект с длиной ствола орудия в 45 калибров. Его баллистические данные совпадали с данными 130/55-мм пушки, но давление в канале возрастало с 2750 до 3150 кг/кв. см, благодаря чему уменьшалась длина ствола и пушка теперь, вроде бы, могла устанавливаться на подводных лодках. Пушка имела гильзовое заряжание (правда, таких гильз еще не было, их производство нужно было налаживать, да и вес выстрела получился под 50 кг).
Были даны замечания, началась их отработка. В программу артиллерийского вооружения морских сил РККА, утвержденную М.Н.Тухачевским 27 февраля 1932 года, входили 130/45-мм установки для подводных лодок с углом возвышения до +30° и для надводных кораблей до +45°, а дополнительное тактико-техническое задание УВМС было выдано заводу 19 мая 1932 года.
Пока шла работа на бумаге, все было хорошо, "в железе" начались проблемы.
Не удавалось обеспечить дальность стрельбы. Повысили давление в стволе, резко снизился ресурс, ухудшилась устойчивость снарядов на траектории. Попытались увеличить крутизну нарезов чтобы стабилизировать траекторию, начали срываться пояски. Длину ствола увеличили до 50 калибров, что-то начало получаться, но ресурс оставался... очень низким. ("Уже мажется, но еще пахнет"). Потом стало еще хуже.
Военные в погоне за дешевизной, заставили конструкторов последовательно заменить гильзовое заряжание на картузное, полуавтоматический клиновой затвор на поршневой системы Виккерс, электрические приводы наведения на ручные и т.д. Потеряв 5 лет, вернулись почти к тому, с чего начинали.
К изготовлению нового опытного образца Б-13 приступили в середине 1932 года. Этот трудоемкий процесс затянулся, так как в рабочие чертежи постоянно вносились изменения. Лишь 8 апреля 1934 года приступили к заводским испытаниям пушки. Они выявили ряд дефектов, и образец вернули на завод для доработки. В апреле 1935 года испытания возобновили.
Что получили в результате этих «метаний»? Могли получить вполне приличное современное корабельное орудие, но, в погоне за упрощением и удешевлением, получили пушку, мало чем отличающуюся по параметрам от исходного прототипа (физику не обманешь). Замечу: орудие еще имело ствол-моноблок.
Да, это орудие было меньше по массе, оно имело чуть-чуть большую дальность, но, при этом ресурс ствола снизился вдвое (с 300 выстрелов полным зарядом до 130 выстрелов). Но, деваться было уже некуда, срочно были нужны орудия для строившихся эсминцев.
Управление вооружений закрыло глаза на недоделки, и в декабре 1935-го “сырую” Б-13 официально приняли на вооружение, а серия уже шла с мая 1935 года. Первые из серийных имели одинаковые со 130/55-мм пушкой боеприпасы и баллистику. Правда, дальность стрельбы у них была больше на 2 - 3 км за счет увеличения угла возвышения с +30° до +45. Орудия имели нарезку, аналогичную прототипу: 30 нарезов, глубиной 1мм. НО это был не тот эффект, который ожидался.
Испытания в 1935 году первых трех серийных Б-13 подтвердили, что живучесть их сохраняется только до 130 выстрелов (везде идет речь о полном заряде). Далее происходила полная потеря точности, и снаряды летели кувыркаясь.
Лейнирование стволов по итальянской технологии, решало проблему лишь частично, получалось так, что и лидеры, и эсминцы не могли даже полностью нормально расстрелять свой боезапас. Что, менять лейнер в ходе боя? Несерьезно.
Именно поэтому сразу несколько КБ работало над совершенствованием нарезов, пытаясь найти оптимальную нарезку для ствола. Тем временем, эсминцы проекта 7 уже начали получать артиллерию.
Орудия, из-начально, поступающие для оснащения эсминцев, имели коробчатый щит.
К 1938 году АНИМИ предложил новую систему нарезов, которая частично решала проблему. Система, предложенная Артиллерийским научно-исследовательским морским институтом (АНИМИ) имела 44 нареза глубиной 1,95 мм. Но, тут «вскочила» новая проблема: недостаточная толщина медного пояска, который при выстреле часто рвался. Стрельбы ЭМ «Бодрый» на который были установлены орудия с этой нарезкой, дали не очень хорошие результаты. Да, живучесть ствола возросла, но 5% снарядов теряли пояски, и летели кувыркаясь. На этом же орудии был уже другой щит, обтекаемой формы.
Решение было найдено в ноябре 1938 года в НИИ-13. Разработчики подошли кардинально, предложив немного изменить снаряд, сделав сам снаряд чуть изящнее, но сделав чуть толще его поясок (совсем немного на 1-мм).
Одновременно предлагалась совершенно другая нарезка 40 нарезов глубиной 2,7 мм. И, только это решение позволило получить удовлетворительные результаты.
В итоге в 1941 году флот получил фактически три различные системы Б-13: с мелкой нарезкой, нарезкой АНИМИ и НИИ-13 (это не считая старых ОСЗ, стоявших еще на вооружении). Причем к одной (но перспективной) артсистеме требовались специальные снаряды, не подходившие к другим пушкам, к каждому орудию были специальные таблицы стрельб, прицелы и др.
Накануне войны на кораблях и береговых батареях насчитывалось 378 пушек Б-13. На Черноморском флоте числились 20 орудий с мелкой нарезкой. К началу 1941 года 16 из них еще стояли на кораблях Черноморского флота, т.е. 4 эсминца из 7 (по проекту 7) еще имели старые орудия. ЭМ «Бодрый» летом 1940 года во время ремонта получил вместо орудий первой серии, пушки с нарезкой АНИМИ, но, весной 1941 года артиллерию снова поменяли
Пока сделаем некоторые выводы:
Формально (если не обращать внимания на буковки) вроде бы главный калибр был тот же. А, по факту? Ствол другой (ствол заменили на лейнированный, лейнер с новыми нарезами), люлька чуть другая, щит другой, боезапас другой, прицелы оттарированы по другому, таблицы другие... Что осталось? Станок? Станок имеет свой индекс. Все так как в анекдоте про "теоретически" и "практически".
О том, что сталось со снятыми пушками, и что происходило с остальной артиллерией "семерок" расскажем "чуть-чуть потом" (как говорят мои вьетнамские коллеги).