Найти тему
Роман Соловьев

Почему имам Шамиль присягнул русскому царю ?

Сепаратизм, направленный против центра, является прямым следствием федерализации. По крайней мере, так утверждают сторонники "национального" государства. Видимо, понимание им Российской империи ушло в века. Без громких заявлений попробуем объективно разобраться в проблеме.

Кавказ всегда был главной болью для России. Кавказ, в свою очередь, был ближе всего к созданию единого государства под руководством Шамиля. Физически попытка построить имамат была остановлена падением деревни Гуниб, но идеологическая "могила" идеи находится в Калуге.

Что сделало гордого вождя горцев, который выглядел как неумолимый боец, послушный воле русских царей?

Кавказского Проекта

На Кавказе всегда было много государств феодального типа, но они никогда не охватывали значительной территории: регион чрезвычайно разнообразен по языку, этническому окружению и, конечно же, по конфессиональному. Ислам начал проникать в регион из Дагестана, в то время как остальная территория долгое время была оккупирована язычниками и христианами разных верований – от сектантских движений до православных.

Шамиль сделал абсолютно логичный вывод: невозможно построить одно государство на основе Кавказской идентичности – такой идентичности нет. Существует смесь интересов совершенно разных групп. Единственный фактор, который может объединить регион, - это религия. Но и тут сразу возникла трудность: исчезает христианство – Россия контролирует "Восточную" ветвь, "западная" слишком далеко и поглощена своими проблемами. Буддистов в регионе нет, иудаизм-это национальная, а не мировая религия. Ислам остается.

Османская империя и Персия были одинаково готовы поддержать сепаратистов - ослабление России им всегда выгодно.

Но ислам у них другой-султан Османов носит титул "халиф", то есть в широком смысле слова, наместник, преемник пророка Мухаммеда, Али по суннитской версии.

Шахи Ирана – Сефевиды-также считались халифами, но в шиитской традиции. Противостояние течений ислама сопровождалось постоянными войнами, которые велись с необычайной горечью. Они идут в этот день. Не будем на этом подробно останавливаться, приводя доводы и взаимные жалобы сторон, просто сделаем вывод, что избрание Шамиля в пользу одного гиганта автоматически сделало его врагом другого.

Решение можно было надолго отложить-но, взяв "обещания" только один раз, Шамиль сделал свое положение безнадежным.

Другой проблемой был контроль над местными, крайне скудными финансовыми потоками. Как сказал сам имам: "маленьким народам нужны большие кинжалы."Война требует денег. Шамиль вводит фиксированный налог в размере 10% и создает сеть коллекционеров, тем самым делая шаг к созданию государства, но в то же время плюет в котел старейшин племен.

А Кавказ - это, прежде всего, тейпс: родная кровь выше интересов всего племени или принципов веры. Косвенным подтверждением тому является состав" стражи " Шамила: он состоял из русских и поляков – ни чеченцев, ни Кумиков, ни даже коренных аваров, он не доверял своей жизни.

То есть до начала конфликта с Россией у него уже есть как минимум два врага-соседняя империя и местные племена: война без шансов на успех.

Посмотрите за горизонт

Сегодня, когда мы можем смотреть на всю планету со спутника, не выходя из офиса, мы видим совсем другое. Но постарайтесь поставить себя на место вождя племени, даже самого милого по местным меркам. На пике своего могущества у Шамила было 30 тысяч клинков. Власть? Для сравнения, Кавказская армия России того периода, не считая казаков и горного ополчения, составляла 200 тысяч человек с обильной артиллерией.

Только после того, как он был схвачен и путешествовал по империи, Шамиль понял, что сражается не со всеми "гиаурами" или даже со всеми русскими. Вся его" глобальная " жизнь и смерть-это война против захваченного экспедиционного корпуса. Это был серьезный психологический удар для горца. Он верил в возможность победы-пока не увидел истинное расстановку сил.

В соответствии с догматами шариата основным языком Имамата был арабский. Но опять же, проблема в том, что никто на Кавказе не знал его. Как бы ни боролся Шамиль, даже официальная переписка велась на местных диалектах. Таким образом, единственным источником должностных лиц и учителей медресе является Турция или Иран. Суть имам понял поздно, но принял – война была не за независимость Кавказа, был решен вопрос, кто из основных игроков покинет регион.

Имам Шамиль с сыновьями

В случае с "восточными" соседями был только один вариант – полное поглощение. С Россией были и другие варианты: постепенная интеграция местной элиты без потери идентичности. Можно предположить-во время своего почетного плена Шамиль сознательно изменил свои взгляды.

Старый воин не искал личной выгоды – он был аскетом, сторонником Кавказского суфийского шейха – Мухаммада Ярагского и Гази Мухаммеда. Но судьба детей не могла не волноваться - они получили дворянство империи, закрепив принятый вектор – Союз. Поэтому Александр Второй не мешал хаджу Шамила. Он был уверен в своей верности – не купил, а убедил.