Доброе утро, Найт-Сити!
Именно так нас приветствует вступительный ролик игры от польской студии CdProject Red, она же CDPR.
Игра непростой судьбы, игра, которую любят и ненавидят одновременно. Игра, которая для кого-то стала синонимом несбывшихся мечт на уровне не менее известного и легендарного S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl.
Но нужно все же отметить, что несмотря на все злоключения, которые поджидали поляков в их новой игровселенной, эта игра смогла перебороть проклятие провала проектов во вселенной киберпанка. Кто не понял, сейчас идет речь про отличную во всех смыслах франшизу Deus Ex, чья последняя игра, к сожалению, не смогла окупиться на должном уровне и мы на долгое время потеряли из вида Адама Дженсена с его борьбой против иллюминатов и их мирового господства.
Но что-то я отвлекся. Все мы помним мощную PR-компанию, которая сулила нам просто игру мечты в сеттинге не далекого, но очень мрачного будущего, которое, несмотря на весь свой ядовитый неон, блеск хрома имплантов, яркие образы - вселяло некий страх перед грядущим нечто, где волей разработчиков мы можем оказаться уже сейчас.
Чем ближе была дата "релиза", тем больше нам демонстрировали ролики с игровым процессом, тонкостями и нюансами, которые должны были ждать нас в грядущей игре, но говоря о таком масштабном проекте как Киберпанк со всеми скандалами, переносами, громкими заявлениями, стоит вспомнить демонстрацию целых 48 минут игрового процесса, который нам показали еще в 2018 году. На данный момент ролик способен похвастаться внушительными просмотрами. Не много, не мало 22 миллиона на ноябрь 2022 года.
Ролик имеет определенные ограничения, но ссылку я оставлю. Кто не видел, рекомендую к ознакомлению.
Шумиха была знатная. Брендовые вещи, компьютерная переферия, коллекционные фигурки, арт-буки, реклама на общественном транспорте, на фасаде зданий, Киану Ривз в конце концов. PR отдел явно отрабатывал каждый евро, что был на них потрачен.
Все, кто играл в 3-ю часть Ведьмака, даже не сомневались, в том, что CDPR сделают грандиознейшую игру. Чего греха таить, лично я, помня, какой залихватский сюжет, интриги, необычные последствия были в игре про Геральта из Ривии, думал, что поляки уже набили руку и сломали все пальцы на мучильне (отсылка к игре Ведьмак 1, там был персонаж Лео, который сломал все пальцы на мучильне, пытаясь преуспеть в ведьмачьих знаках.) и по этой причине, игра в новой вселенной просто с ходу способна накаутировать самого привиредливого и утонченного игрока. И да, в какой-то степени, у нее это получилось... Особенно хорошо в нокаут были отправлены владельцы консолей прошлого поколения. Но об этом чуть позже.
Пока все в предвкушении ждали выхода очередного шедевра от студии, которая себя уже зарекомендовала, как те, кто делают для игроков, а не в погоне за очередным квартальным финансовым отчетом. И само собой, апгрейдили свое железо, чтоб, когда очутиться на улицах Найт-Сити - увидеть его во всей его неоновой красе.
Когда последовал первый перенос, никто особо не придал этому значения, мол вон, какая игра масштабная, пусть лучше доведут до ума, но когда перенос повторился, некое волнение все же поселилось в сердцах людей, которые ждали этот проект.
Но фанаты народ упертый, способный заставить себя думать, что это все нормально и ничего плохого не произойдет. В какой-то степени эти люди были правы. Но степень их правоты такая же, как и неправоты. Замудрено, не правда ли? Сейчас постараюсь объяснить.
Cyberpunk 2077, получился игрой неоднозначной, но в то же время способной затянуть на не один десяток часов, при прохождении которых, ты с большей долей вероятности будешь требовать добавки, потому как город и размер территории все таки располагают к тому, что, там просто обязано что-то быть. Случайные события, случайные задания, которые ты вообше и не думал брать, а в итоге был затянут на десяток увлекательных миссий с неожиданеым финалом. Место действия - Найт-Сити, намекает нам, что тут возможно все. Просто потому, что это город.
Не знаю как у вас, у меня сразу мысли о том, что тут заданий должно быть в разы больше, чем во всех Ведьмаках вместе взятых, с не менее крутой постановкой, последствиями и от этого просто грандиозным финалом. Чтобы игрок сидел с открытым ртом до конца титров и пытался осознать, что случилось с ним за те сотни часов, которые потребовались, чтобы пройти Cyberpunk 2077. Но то, что я описал, это Киберпанк здорового человека. Мы же на выходе, получили Киберпанк курильщика. Который только недавно смог отказаться от пагубной привычки и заняться ЗОЖ.
Главное недоумение, которое хотелось бы сразу обозначить, это основной сюжет. Поляки в одном из своих громогласных интервью, заявляли, мол они получали много жалоб (!), на то, какая большая их игра Ведьмак 3 и что бедные игроки не способны одолеть и половины их проекта, в связи с чем, они делают основной сюжет короче... Не менее странным заявлением было то, что, они бояться, что их игра будет хуже, чем их предыдущая игра (Ведьмак 3), что лично меня заставило начать волноваться. Я ожидал максимум стагнацию, но на деле, нужно все же признать, что для CDPR, Cyberpunk оказался деградацией, потому как проект получился в разы хуже чем 3-ий Ведьмак, а местами даже 2-ой.
Потому как, какие подковерные интриги и замуты были во 2-ой и 3-ей части приключений Геральта и какие недостказанности и "обрубки" оказались в Cyberpunk. Ну тут уж извините, факты в лице игр не дадут обвинить меня в предвзятости и ненависти к последней игре от CDPR. При всей играбельности, большой вариативностью Киберпанк похвастаться не может.
Я наиграл суммарно 300 часов (прошел на золотые достижения сперва GOG версию, потом Steam) и должен сказать, что в отрыве от франшизы Ведьмака - Киберпанк очень крутой. Но если вспомнить какой вау-эффект я испытал от Ведьмака 3, то нужно понимать, что Киберпанк такой же эффект подарить не способоен. И одна из основных причин, это как раз короткий основной сюжет.
После выхода игры, настоящую причину таких заявлений мы конечно же все поняли. Проект был в неком подобии производсвенного ада. Который и повлиял на конечный результат.
Хорошую подборку проблем составил канал Crowbcat, в ней была весьма интересная подача проблем, с некой иронией и сарказмом. То как опростоволосились CDPR, еще нужно постараться. Опять же. Они зарекомендовали себя как компетентые люди и фанаты своего дела. Такого конкретно от них никто не ожидал.
А вот собственно и ролик, весьма показателен и тоже рекомендую к просмотру:
Казалось бы, это конец. Но поляки как по мне смогли собрать себя в кучу и все таки доводят Cyberpunk 2077 до того состояния и уровня, каким он должен был быть иначе. Поэтому лично я не сомневаюсь в выходе какого-нибудь "Золотого издания", со временем по этой игре. Но вопрос, а сколько еще пройдет лет, перед тем, как Cyberpunk приобретет оконченный вид и приобретет ли?
Можно долго рассуждать, на тему: "- а, что, если.", самое главное, что стоит отметить, это, то, что игра способна затянуть тебя не на час, а добрых пять за раз. И эти пять часов пролетят так же не заметно, будто ты сидишь всего час. При всех недостатках и неудачном запуске, Киберпанк способен увлечь игровым процессом.
Как хорош бы не был 2077, стойкое ощущение, что тебе что-то недодали будет с тобой на протяжении всей игры. И возможно в этом и есть секрет успеха Киберпанка. Ты из раза в раз ищешь в нем то, чего ты не сможешь найти, просто потому, что этого не существует. То есть ты понимаешь, что могло было быть больше и лучше, но этого нет. И с каждым выходом патча, ты надеешься увидеть что-то кардинальное, но, как правило, в общей массе изменения не столь масштабны как бы тебе хотелось.
Новые миссии, что добавили с патчем 1.6, конечно поправят ситуацию, но это буквально пара часов и то, если растягивать. За то время, что прошло с релиза, хотелось бы увидеть гораздо больше, чем 4 миссии.
Люди, которые следят за проектом могут возразить, мол, а как же объявленный новый аддон? Во-первых, мы его еще не видели, во-вторых, в нем не будет русской локализации (по крайне мере поляки не горят желанием делать озвучку и локализацию в целом. Edgerunners тому подтверждение), ну и в-третьих, это то что ключевое - аддон. От полной игры я ждал и жду большего. Опять же, помните Кровь и вино, Каменные сердца? Это грандиозные, масштабнве дополнения к не менее грандиозной и масштабной игре. Где такой же уровень в Киберпанке? Почему такой масштаб был возможен в 2015, но не возможен в 2020?
Киберпанк, это добротный деревянный брус, но, если Ведьмак был брусом обработанным, отшлифованным, то первый весь в занозах и деффектах, что не позволяет взять его в руки при этом не получив дискомфорта.
Достойна ли эта игра того, чтобы ее хвалили и советовали другим? Несомненно достойна?
Ну, а достойна ли она всего того негатива, что был и есть?
В обоих случаях ответ - да.
Фанатов обманули, пользователей старых консолей кинули. Бросили фанатов из России и Белоруссии и сделали много такого, что старая CDPR бы позволить себе точно не могла. В польскую студию пришли эффективные менеджеры, а это значит, что не будет уже как прежде.
Все мы помним знаменитую "дорожную карту" или уже не помните? Так вот, то, что нам обещали, как всегда оказалось только обещанием. И как по мне, мы и половины из обещанного не увидели в итоге, а на деле, карта была ни чем иным как просто пылью в глаза. Да, правки выходили, но, а что они изменяли масштабного? Если верить описанию патчей, то да, работа велась титаническая. Но вопрос, а что вы делали 7 лет с момента анонса? Если на производство Ведьмака ушло гораздо меньше времени, а результат рвет в пух и прах похождения Казаха Джонни.
Самое обидное, что игра на самом деле стоящая, вселенная обширная, а первоисточник проработан до мелочей. Так почему у меня остались противоречивве чувства? Почему игру хочется как хвалить так и ругать? Что за парадокс? В моем понимании, должно быть или хорошо или плохо, ну, а здесь? Какой итог? Мне снова и снова хочется проводить время в Cyberpunk 2077, но я не могу отделаться от ощущения, что мало. Что нужно еще, почему мне это еще не дают?
Почему имея харизматичных персонажей, нам так мало времени дают с ними провести? Почему нет вариативности в общении с ними? Почему все исходы можно предугадать сразу, даже, если ты играешь впервые?
По сути, система диалога делится на "желтый" или "синий" выбор, первый дает возможность двигаться дальше по сюжету, второй дает послушать чуть больше, что позволяет получше узнать собеседника и в целом увидеть ситуацию более обширно. Так же присутсвуют особые варианты выбора, но признаться честно, что они есть, что их нет - исход строго прописан от начала до конца. Та самая распиаренная миссия, где Ви и Джеки крадут бота у Мальстрёма, может козырнуть чуть большим выбором исходов, нежели, чем другие, но и в ней, нет чего-то такого, что тебе аукнется не через час и не два последующей игры.
Опять же, пресловутый Ведьмак мог таким похвастаться. Я постоянно упоминаю предыдущую игру CDPR, потому, что разрыв в подаче, продуманности и мелочах - катострофически различается и не в пользу Cyberpunk 2077, хотя по закону жанра должно быть иначе.
Ну, а наш чумба Джеки. Я считаю, что миссий с ним было крайне мало, эмоциональный эффект был бы в разы сильнее, если бы пролог с ним был больше. Больше заданий, побочная активность в виде - пойди попей пива. И вот, сильная сцена по сюжету была бы в разы сильнее. Да, не спорю, в финальной версии эмоции тоже присутсвуют, но смотришь на это все и понимаешь, могло было быть еще лучше. Персонажам просто не дали раскрыть весь потенциал дружбы между Ви и Джеки. Весь их путь становления дружбы, урезали в короткий ролик, к вотором рвано описали, чем они занимались и почему они лучшие друзья. Но если бы дали возможность самим через это пройти, восприятие было бы совсем другим.
Да, без сомнения, даже в том виде, в котором мы увидели персонажей на релизе они цепляют. Они харизматичны, они определенно продумывались и видно, что на их образы было потрачено не мало времени и сил. Вопрос только в другом, в какой момент затраченные силы, которые задействовались на их создание, стали постепенно сводится к минимуму? На счет минимума, это конечно же преувеличение, но что-то мне подсказывает, контента с ними должно было быть куда больше.
Некоторые персонажи способны удивить и кажутся не теми, кто они есть на самом деле и это несомненно плюс, как разработчикам, так и плюс к атмосферности игры. Удачным примером является Текемура. Телохранитель того самого Сабуро Арасаки.
Последнего, хоть и показали нам практически мельком, но сцены с ним настолько пропитаны харизмой, что черт побери, не приходится сомневаться в том, что это за человек. Мозг сам дорисовывает образ этого мудрого старца и картина мира становится еще более полной и уникальной для восприятия.
Ну, а друг Джонни Керри Евродин? Сейчас, не для кого не секрет, какая политика и какие нравы и мода продвигаются на Западе и кто бы сомневался, что в игре будут персонажи с нетрадиционной ориентацией, в конце концов Ви может быть как "девочкой" с колбасой между ног, так и "мальчиком" который не по наслышке знает, что такое варенник... Сеттинг будущего и гипертрофированность во всем, эксплуатация образа похоти, делают это все просто отталкивающим от себя, нежели чем желанным, потому, нам стараются показать, что в будущем пороки человека достигли пика, никто не брезгует размещать провокационную рекламу на билбордах и акцентировать внимание на том, что мальчики и девочки могут быть далеко не такими.
И при всем при этом нам показывают одного персонажа Керри, который, может и не такой как все, но при всем при этом, не вызывает рвотных позывов и не орет на каждом шагу, что он не такой. Я не одобряю таких людей, но я не буду испытывать раздражения и ненависть, если мне не будут тыкать в лицо и говорить, что уважай, терпи, боготвори. Керри очень харизматичный персонаж, имеющий свои предпочтения, но игра не акценитрует на этом внимание. То же самое и с Джуди Альварез. Современные нравы были тонко переданы и гармонично вплетены в пороки как настоящего так и будущего и они не воспринимаются, как нечто отталкивающее. Вот там можно смело утверждать, что в Cyberpunk 2077, люди на самом деле те, кто они есть, а не жертвы трендов. Я считаю, что такой подход заслуживает, чтобы у игры при всех ее минусах был плюс.
Ну, а тема секса в рекламе, повторюсь, выглядит как не что-то желанное, а наоборот отталкивающее. Мир будущего настолько избалован, что не брезгует менять себе любые части тела, чтобы получать удовольствие за гранью реального (квест про Чувака с дымящимся хером тому яркое подтверждение. Особенно его выводы (Чувака) после его истории)
Люди гипертрофировали себя во всем и считают это нормой жизни. Высокотехнологичность здесь соседсвует с низким уровнем жизни. Искуственная еда, погибающая планета. В Cyberpunk 2077, по закону жанра хорошо показано правило вселенной киберпанка: - "High tech, low life". Ты будешь иметь доступ к самому свербыстрому процессору у тебя в голове, но при всем при этом, есть ты будешь синтетическое мясо. И ведь сейчас мы на пороге такой эры. Когда ты будешь иметь мощный смартфон в своем кармане, но твое жилище будет отапливаться дровяной печью. Почему нам интересен жанр киберпанка? Наверное одна из причин кроется в том, что мы сами становимся частью этой вымышленной концепции в реальноц жизни. В игре очень хорошо проработано массмедиа. Выпуски новостей, реклама, все диктует современнве тренды и продвигает интересы тех, кто больше заплатил. На этом моменте нужно осановится чуть подробнее.
Что касается местной рекламы, то над ее проработкой постарались прям на славу. Кричащие плакаты купи, плакаты с которых адвокат обещает зарешать все ваши проблемы, которые вы приобрели из-за плохой экологии и низкого качества жизни... В новостях спокойно рассказывают, как будут вытравливать местных маргиналов из системы канализации посредсвом нервнопаралитического газа... Банды, которые разбирают людей по запчастям и продают их киберимпланты на черном рынке... Запись черных брейндансов, для особых ценителей... Пороки современности доведены до своего пика в будущем и при всех казалось бы "дикостях", на самом деле не такие уже и дикие. Стоит задуматься, в каком мы мире живем и до чего с нынешними тенденциями мы можем "докатиться" через лет 100. Найт-Сити это спелое сочное яблоко, с напрочь сгнившей сердцевиной. И при всей казалось бы кричащей напыщенностью, есть другая сторона, где царит грязь, бедность, уныние и обреченность. Вот, что удалось на славу, так это атмосфера гиганского мегаполиса, в котором всем друг на друга плевать. За своими вульгарными нарядами и пафосом, прячутся на самом деле "пустые" люди.
В момент выхода Киберпанка, лично я негодовал, почему там такие "пластиковые" NPC, но со временем начинаешь понимать, почему именно так. И минус таких вот моделей в какой-то степени оборачивается большим плюсом для игры. Повторюсь, что касается атмосферы связанной с кпупным мегаполисом будущего - работа была проделана отличная. Визуал шикарен. Если начать "копаться" в мелочах, то несовершенство некоторых декораций, даст о себе знать, но в рамках целостной истории, игровой мир просто шикарен.
Все мои претензии так или иначе фигурирующие в тексте, связаны с тем, какой неоднозначной вышла игра. Грань где ты восхищаешься и тут же можешь начать плеваться, временами настолько незрима, что за одну минуту ты будешь как восхищен так и разачарован.
А помните первый тизер игры? Смертоносная красавица, которой пускают пулю в голову. Было очень интересно, но непонятно, но лбди оценили и заинтересовались. Жаль, только то, что полномасштабная разработка проекта была начата не тогда, когда нам показали первый тизер, а гораздо позже. Я уже упоминал 7 лет разработки. Вопрос остается открытым - сколько на самом деле игра находилась в производстве?
Опять же, автор оригинальной вселенной принимал активное участие в работе, что так же положительно повлияло на конечный результат. Я уже молчу о том, что фанаты игры, стали активно интересевоаться настолькой игрой и смогли подчерпнуть много интересной информации из Cyberpunk 2020.
Чем хорош и Ведьмак и Киберпанк - в своей основе они имеют крайне продуманный и богатый на мелочи первоисточник. К чести разработчиков, они очень бережно подходили к переносу исходника в интерактивную игровую вселенную. Но почему же я написал, о том, что Киберпанк должен был выйти только сейчас? Все просто, с учетом количества доработок, правок баланса, оптимизации, добавления мелочей связанных с игровым процессом, сейчас игру бы тоже ругали, но делали это больше для галочки. Не было бы того негатива и ненависти, не было бы этих ненужных никому извинений. И давайте будем честны. С момента релиза, Киберпанк лишь недавно смог добраться до отметки в 20 миллионов реализованных копий, когда игра от From Software с момента запуска - Elden Ring уже смогла преодолеть рубеж в 17 миллионов проданных копий. Так Elden Ring вышел в этом году... А Cyberpunk 2077 в 2020... То есть результат на самом деле очень плачевный. Да, своим агрессивным пиаром, они смогли обмануть 18 миллионов человек, которые сделали предзаказы, а с момента релиза было продано всего 2 миллиона копий. О чем это говорит? По сути своей Cyberpunk 2077 провал похуже Deus Ex Mankind Divibed, с той разницей, что за второй на самом деле обидно. А с учетом жадности эффективных менеджеров и инвесторов поляков, их с их жалким результатом совсем не жаль. Впереди аддон "Призрачной Свободы", но способен ли он вызвать такой же интерес у публики, который был в предверии выхода оригинала? Я думаю нет.
Смотрится интригующе, опять же ждешь много контента, но лично для меня вопрос открыт - сколько игровых часов будет по итогу? Если этот аддон всего на часов пять, шесть, я считаю, что для Киберпанка это очень мало. Дефицит контента оригинала крайне тяжело будет переплюнуть и лично я жду больше, чем дополнение. Опять же, отсутсвие локализации. Для меня как человека говорящего на русском языке, это огромнейший минус. То, как поляки поступили со своей фан базой, это в принципе отдельный повод для возмущения. Но в то же время, стоит вспомнить то, какой вышла локализация... Да, с холодной головой и прошествием времени, она не воспринимается, как прям нечто кошмарное, но стоит вспомнить тот самый пресловутый Ведьмак и на каком уровне была сделана локализация там. Не знаю, что за бездарям отдали на откуп такую масштабную игру, но к проблемам релиза, русская локализация подлила столько масла, что как по мне, горело у фанатов с СНГ намного сильнее, чем у других. Как так можно было поступить, я до сих пор не знаю. Без сомнения, есть хорошо озвученные персонажи, но есть настолько отвратительный подбор актеров, что просто хочется плеваться. Есть очень хороший блогер Евгений Баженов, он же BadComedian, его участие должно было вызвать восторг у людей, кто знаком с его творчеством, но персонаж, голос которому подарил Евгений, настолько был выбран невпопад, настолько мимо, что подобные "сюрпризы" с приглашенными блогерами больше злят, чем радуют.
Что такое Cyberpunk 2077? Это белый холст который был испачкан кучей пятен от черной краски и белоснежно белое, уже таким не выглядит. Без спойлеров и прямых цитат, крайне сложно описывать такой грандиозный проект. Но при всех недочетах, самое главное, что стоит понять, это то, что игра вызывает интерес, дарит настоящие эмоции и время проведенное в том мире будущего пролетвет за мгновенья. Вся активность на карте, не вызывает отторжения, наоборот, район за районом, улицу за улицей, ты вычищаешь сторонние активности в поисках хорошего снаряжения, легендарных чертежей и просто лишней возможности поднять уровень репутации и уровень героя. Ругать можно долго, но и восхищаться ведь так же. Игра на самом деле крутая. Я буду рекомендовать ее всем, пусть и не Ведьмак это, но брестейкинг от время проведенного в ней, получить определенно можно и нужно.
До встечи на улицах Найт-Сити чумбы. Увидимся в Посмертии!