Слова Александра Сергеевича Пушкина, которые я использовал в качестве заголовка, в данном контексте означают прощание с известными брендами- производителями аудио-видео и бытовой техники и, одновременно, знакомство с другими: менее известными или совсем неизвестными, готовыми заполнить (и уже заполняющими) опустевшие ниши на рынке. Как говорится "свято место пусто не бывает" и с этим вряд ли поспоришь. Кто от этого проиграет, а кто выиграет: ушедшие и пришедшие им на замену производители или потребитель - покажет время, а пока хотелось просто поделиться собственными наблюдениями касаемо данной ситуации.
Так уж получается что по работе я еженедельно бываю в разных районах города и по пути мне постоянно встречаются магазины электроники сетей "DNS", "Эльдорадо"-" М-видео" и прочие. Не скажу что я постоянно в них захожу, но в среднем раз в неделю в один-два заглядываю. Иногда (и чаще всего) без цели, но бывает и целенаправленно. Как например в начале октября, когда я озадачился приобретением новой стиральной машинки. Просто старой пошёл уже 17-й (!!!)год и её тарахтенье в режиме отжима стало реально напрягать. Конечно можно было потратить гораздо меньшие (чем на покупку новой) деньги на ремонт и какое-то время машинка бы ещё проработала, но вот именно КАКОЕ-ТО. Просто я не раз уже проходил, что после первого ремонта, поломки начинают происходить с завидной регулярностью. Особенно когда девайс далеко не молод(мягко говоря). Изначально хотел купить машинку LG и даже в магазин ехать не собирался. Выбрал модель на сайте магазина ориентируясь на цену, технические параметры и отзывы потребителей и заказал онлайн. На следующий день звонок из магазина: "Ой, вы знаете, данная модель во всех магазинах только в единственном экземпляре и с дефектами по внешнему виду". Ну думаю, ладно, "бум искать".
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=yMlk-54NqZg
Покопался на сайтах, выбрал другую модель (но тоже от LG), заказал. На следующий день опять звонок и аналогичный текст. Делаю попытку №3 и... правильно, всё повторяется. Плюнул я на это дистанционное безобразие и поехал в магазин. Зашёл в один (называть конкретно название торговой сети не буду - это не реклама и даже не анти-реклама). СтоИт нужная мне модель на витрине. Спрашиваю: на складе есть? Нет - отвечают. Все LG - только витринные экземпляры. Заводы в России стоят и поставок нет и не предвидится. Ну давайте, говорю, этот экземпляр посмотрим. Вытаскивают ребята машинку со стеллажа, а сбоку вмятина и краска содрана до металла. Ну понятно что даже со скидкой в 10% (типа за 36000₽ вместо 40000₽) совсем не интересно такое покупать. Сходил ещё в несколько магазинов (благо они всё рядом были) ситуации схожие. Либо ничего нет из LG, либо с дефектами. Правда модели дороже 60000₽ в наличии были, но я за такие деньги покупать был не готов. Мой потолок был "полтинник" да и его было жалко отдавать памятуя о том что год назад то, что сейчас стоит 50, можно было купить за 25-30.
В итоге отказался я от затеи найти LG и купил Gorenje за 38000₽. Привод конечно не Direct Drive, а классический ременный, но хотя бы мотор инверторный. Не думаю что новая машинка прослужит столько же, сколько проработала старая (кстати Beko, но ещё турецкой сборки), но если хотя бы половину этого срока (т.е.лет 8) отходит, то уже хорошо. Ну а пока выбирал, обратил внимание машинки каких брендов пока ещё доступны. Candy, Beko, Artiston, Haier, DEXP (это в ДНС), Hi, lndesit, Midea, Whirpool - из относительно бюджетных моделей это всё (ну или почти).
Выбор конечно по-прежнему есть но LG и Samsung похоже эту нишу покинули. Надолго или навсегда и кто следующий уйдёт, а кто придёт на пустующее место пока неясно.
Кстати аналогичная ситуация и в других сегментах бытовой техники. К примеру в сегменте СВЧ-печей и холодильников. И оттуда многие известные бренды ушли, в том числе и "японцы". Год назад мне ещё встречались в магазинах микроволновки Sharp и Panasonic, а сейчас известных брендов почти нет .
Midea, Hyundai, Lex, Leff, Starwind, Harper, Hisense, Horizont, Oursson, Candy, BBK, Centec и конечно вездесущий DEXP - примерно так выглядит линейка производителей "микроволновок" сейчас ( я не стал перечислять всех, но прочие - такие же мало или вообще неизвестные бренды ).
С холодильниками тоже "весело". Если рассматривать модели "No Frost" ( ну вот только такие мне интересны) то кроме всё того же DEXP есть Indesit, TCL, Бирюса, Beko, Pozis, Hotpoint-Ariston, Hisense, Whirlpool, Atlant, Haier, Gorenje ... Правда начиная от 50000 рублей всё ещё можно найти и Samsung и LG, но ПОКА можно, а что будет дальше - непонятно.
Однако бытовая техника это тема далёкая от того главного, о чём я пишу в своих материалах. А вот аудио-видео и, отчасти, компьютеры это мне уже ближе. На самом деле к теме компьютеров я обращаюсь лишь в двух случаях. Когда кто-то из родственников или знакомых просит помочь выбрать компьютер (в основном просят помочь с выбором ноутбука) или когда мне самому нужен новый комп. Для себя я признаю исключительно стационарную конфигурацию: системник+монитор. Но полтора года назад и то и другое я у себя обновил, а, как правило, мне подобных обновлений хватает лет на 8-10 и поэтому лично для меня данная тема пока не актуальна. Но вот буквально неделю назад родственники попросили подобрать для них новый ноутбук (до 50 т.р.) - не игровой даже, а просто нормальную рабочую машинку с современным процессором, SSD, нормальной оперативкой и т.п. И знаете, а выбор то как оказалось небогат. По сути кроме MSI, Lenovo, Huawei, Honor ноутов никаких других производителей в данном ценовом сегменте не осталось. "За бортом" остались Acer, Asus, HP, Dell, а ведь раньше они здесь присутствовали.
Телевизоры. Вот где Китай развернулся по полной. iFFalcon, Haier, TCL, Hisense, Xiaomi - это ещё достаточно известные бренды. Но и неизвестных - море. Правда при этом и Philips, LG, Samsung пока присутствуют (опять это "пока") на рынке. Цены конечно не слишком гуманные, если учесть официальный курс валют. Ведь ещё в начале февраля (т.е. до СВО) когда курс доллара был заметно выше телевизоры стоили либо столько же, сколько и сейчас, либо заметно дешевле.
Ну и о самом "больном" т.е. о аудиотехнике. Понятно что аппаратуры класса Hi-Fi в супер и гипермаркетах электроники сейчас нет. Только в интернет-магазинах если дистанционно и в аудио-салонах (если в вашем населённом пункте таковые имеются). Но и там привычные, известные бренды потихоньку вытесняются новыми "именами". Это не значит что новые бренды хуже - возможно что и лучше. Но им ещё предстоит это доказать. Это относится уже ко всем новым производителям, будь то бытовая техника или аудио-видео. А нам остаётся принять новую реальность и научиться разбираться во всём этом новом. Не думаю что это займёт слишком много времени: к примеру с рынка смартфонов за 5-7 последних лет тоже ушло немало старых проверенных производителей, а им на смену пришли другие. И мы уже ориентируемся среди этих других, достаточно уверенно. Так что осилим и всё остальное. Главное не паниковать и не бросаться в крайности.
Ну и анонс. О новых брендах аудиотехники готовится серия материалов в рубрике "Новые бренды на российском рынке аудиотехники". Пока точных дат выхода статей назвать не могу, но как минимум пара материалов выйдет до конца года. Поэтому следите за публикациями. А чтобы не пропустить - лучше подписаться на канал. Тогда точно мимо вашего внимания они не проскочат.