Часть 8
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7
Купцы Постниковы заслуживают отдельного рассказа. Точнее, последний из них, купец третьего поколения Сергей Васильевич Постников.
Исторически Постниковы занимались, естественно, канатным производством. Ничего не могу сказать про первое поколение кроме факта открытия в конце 18 века канатной фабрики, скорее всего уже Яков занимался и торговлей.
Про второе – Василий Яковлевич Постников – известно гораздо больше. На его деньги были отлиты колокола для Троицкого собора и Казанской церкви, он же построил двухэтажный каменный дом для призрения мальчиков-сирот (где это здание?), вложил в банк неприкосновенный капитал, проценты с которого шли на содержание четырех богаделен (где они были?). Как-то он увидел во сне (это снова легенда) два ручья, один с кристально чистой водой, второй мутный и грязный. Кто-то назвал ему хозяев - первый женщины, которая делает много хороших дел, второй его, купца Постникова. Василий проснулся в холодном поту, нашел названную крестьянку и спросил что она доброго делает. Оказалось, женщина первый урожай раздает бедным, второй оставляет себе, если случаются излишки – продает (оставим за скобками "два урожая" в Сасово). Это была краткая история начала благотворительности сасовских купцов.
Сергей Васильевич, как сейчас бы сказали, всё углубил и расширил. Кроме канатной он владел ткацкой фабрикой "Сельфактор" (трикотажка как раз в ее корпусе была?), несколькими торговыми домами и складами. Склад и магазин на Большой улице в мое время был Столовой №1. Летом рядом продавали газированную воду, 3 коп, если с сиропом, и еще котлеты, всегда горячие и вкусные. Сейчас зашитый сайдингом Магнит (ох уж этот сайдинг, как он уродует старый город!).
Дела шли настолько хорошо, что младший Постников стал миллионером. И скорее, буржуа, чем купцом – от купеческого уклада ушел даже в одежде.
Активно продолжал благотворительные традиции семьи – жертвовал на благоустройство центральной улицы и площади, фактически на его деньги построили Сасовскую мужскую гимназию, опекал богадельни и приюты, каждую неделю в своем доме устраивал праздники для детей-сирот.
Основной дом Сергея Постникова находился на Большой улице. По воспоминаниям очевидцев, был он обнесен каменным забором. В саду стояли привезенные из Италии статуи (очень интересно, куда они делись), по усадьбе протекали два ручья с водяной мельницей на одном из них (возможно, все это относится ко второму особняку, непонятно).
В советское время к дому сделали пристройку, сейчас и сколько себя помню это почта.
Неподалеку сохранился кусок мощеной дороги (фото 2017, возможно, уже нет), может быть и времен СССР. Я бы его холила и лелеяла.
Еще один особняк Сергея Васильевича – архитектурная жемчужина Сасова, медленно и печально исчезающая. О его строительстве известно мало, в основном на уровне слухов. Дата варьируется от второй половины 19 века до 1905 года. Кирпич вероятно ананьевский. В некоторых статьях автором называют московского архитектора Варфоломея Берта (без документального подтверждения, без привязки к дому – может и тот, что на Большой улице, да и имя архитектора больше нигде не встречается). Еще одна версия – авторство архитектора Петра Самойловича Бойцова. Так или иначе, особняк, который называли "шкатулка" был своеобразным "штабом" Постникова. Он устаивал здесь шикарные балы с оркестром.
Это единственное строение города в стиле псевдоготики, стрельчатые окна, пилястры с гербовыми щитами (интересно, было ли что-то на этих щитах), слуховые окна оригинальной формы, краснокирпичный объем со скругленными углами, такого больше нет. Редчайший памятник домовой неоготики. Стилистически похожие постройки в Тамбовской губернии есть только в Каргашинской усадьбе Фон дер Лауница.
Рядом с домом была усадьба, не на ее ли основе появился Парк Железнодорожников?
В 1917 году странным образом пожары прокатились по фабрикам и заводам села. Постников исчез, прихватив немалое состояние. В его особняке обосновался клуб уездного комитета партии большевиков. В 1919 здесь выступал всесоюзный староста дедушка Калинин, посетивший село. Потом на многие десятилетия особняк вошёл в судьбы детей – дом занимала начальная школа, сначала №21, потом №84. Во время войны – два эвакогоспиталя. Дальше все печально...
В мой последний визит в город услышала, что дом Постникова (а он таки признан историческим охраняемым объектом) все же реставрируют, там будет музей железной дороги. Очень хочется верить, хотя открытый всем ветрам, он мало похож на реставрируемый объект. Заросли вокруг расчистили.
Рядом с "одним из ярчайших памятников начала 20 века" и карета, и дореволюционная пара смотрелись бы очень органично. Пока, они к паровозу, уж извините, как не пришей кобыле хвост.
Помню дорогу у 84 школы с огромными тополями, как на старом фото. Каждую весну туда прилетали грачи. Ходить было не безопасно. Где же теперь гнездятся грачи, там же был их дом?