В семидесятых-восьмидесятых годах каждый житель Москвы, будучи школьником старших классов или студентом, хотя бы раз, но обязательно побывал на плодоовощной базе. Тогда практиковалось привлечение лишних рабочих рук к этой работе, посылали на овощные базы и работников разных многочисленных НИИ (доцентов с кандидатами, как пел В.С. Высоцкий), избегали этой участи только рабочие промышленных предприятий. Студенты, школьники и научные сотрудники занимались в основном сортировкой и переборкой продукции, погрузочно-разгрузочными работами.
В первый раз я попал на плодоовощную базу Дзержинского района в 1978 году, когда учился в 9-м классе. База располагалась в конце проспекта Мира, вблизи Северянинского моста и была крупнейшей не только в Москве, но и во всем Советском Союзе. Сейчас на этом месте находится торговый комплекс «Золотой Вавилон».
Всенародную известность предприятие получило в 1981 г. с выходом очередной части известного сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи" - "Из жизни фруктов". Съемки проходили на Дзержинской овощебазе, тогда советский народ узнал, что на овощебазах можно не только хранить овощи и фрукты, но и извлекать «нетрудовые доходы» в особо крупных размерах.
Два-три раза приходилось мне бывать там и будучи студентом. В институтскую программу входили курсы "Плоды и овощи" и «Организация и технология торговли», посещение базы проходило как семинары из программы, на самом деле мы опять занимались переборкой и сортировкой фруктов-овощей.
Вторично Дзержинская плодоовощная база упоминалась в ходе уголовных процессов против руководства столичной торговли, начатых при Ю.В. Андропове и завершившихся во времена генсека Горбачева М.С. . Одним из обвиняемых был Мхитар Адамович Амбарцумян, руководивший предприятием около 20 лет. Амбарцумян был участником Великой Отечественной Войны, был неоднократно ранен, участвовал в Параде Победы, имел 4 боевых ордена и 6 медалей. Он также сотрудничал со следствием, добровольно сдал все ценности, поэтому на основе все вышеперечисленного, никто в московской торговле не верил, что ему могут назначить высшую меру наказания. Тем не менее 8 ноября 1986 г. Амбарцумян М.А. был расстрелян по приговору суда.
Последний раз побывал на овощной базе зимой 1986-87 гг. Тогда меня и других молодых сотрудников Роспотребсоюза откомандировали на 7-10 дней в г. Протвино на плодоовощную базу Брежневского (ранее Черемушкинского) района г. Москвы, это была по-моему единственная овощная база за пределами столицы. Зима тогда была холодный ( морозы за 30 градусов-обычное дело), температура в цехах тоже обычно не превышала 0 по Цельсию. Согреться можно было только работой и в кафе академгородка, куда нас возили автобусом на обед. Завтракали мы в столовой овощной базы. Зайдя в первый раз в столовую, я был поражен, увидев группу персонажей в больничных пижамах и халатах, в тапочках на босу ногу, явно не по погодным условиям. Я разговорился с одним из них в курилке и узнал, что здесь расположен лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП), а мой собеседник – пациент, которого государство пытается принудительно излечить от алкоголизма при помощи трудотерапии и незамысловатого набора лекарственных препаратов. Обувь и теплую спецодежду им выдают только на время работы, во избежание побегов пациентов. Мой собеседник сообщил мне, что считает такие меры предосторожности излишними, так как никто в здравом уме и так не собирается бежать от излечения в такую холодину, а вот весной и летом бегут массово. Пациенты навязчиво просили нас пронести им водки или бормотухи на охраняемую территорию, но при горбачевском «сухом законе» мы и сами не могли купить водки, она была по талонам, вечера после работы коротали за шампанским и сухим вином, которые были в свободной продаже. Эти посиделки остались единственным позитивным воспоминанием о пребывании в Протвино.
Благодарю Вас за внимание! Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста «Нравится» и не забудьте подписаться. Так вы не пропустите новые публикации и поможете в развитии канала.