Любой, кто прилежно учил историю в школе, может вспомнить А. Ф. Кони, известного по делу Веры Засулич. Задолго до этого дела великий юрист был простым прокурором.
Среди дел, в разбирательстве которых он участвовал, было дело об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем. Защита видела самоубийство, обвинение - убийство.
Не будем говорить о судебном процессе и других версиях следствия. Кони доказывал версию женоубийства и суд с ним согласился. Вот по ней и расскажем, как дело было.
Молодой банщик Егор Емельянов женился на девице Лукерье. Вот какие данные о ней приводит А. Ф. Кони:
"О ней также характеристичные показания: эта женщина невысокого роста, толстая, белокурая, флегматическая, молчаливая и терпеливая. "Всякие тиранства от моей жены, капризной женщины, переносила, никогда слова не сказала", - говорит о ней свидетель Одинцов. "Слова от нее трудно добиться", - прибавил он".
То есть, идеальная жена по стандартам консервативного общества Российской империи. Тихая, послушная, красавица (тогда в крестьянской среде еще сохранялась мода на полноту). Брак был по любви.
И все-таки Егор ее утопил.
До того, как жениться на Лукерье, Егор встречался с другой девушкой, Аграфеной. Вот как Кони характеризует ее:
"...она бойка и даже здесь за словом в карман не лезет, не может удержать улыбки, споря с подсудимым, она очевидно, очень живого, веселого характера, энергическая, своего не уступит даром, у нее черные глаза, румяные щеки, черные волосы".
После свадьбы любовь Егора прошла быстро, и он снова заинтересовался Аграфеной. Та, не смотря на некоторые заигрывания, быть любовницей женатого мужчины не хотела.
Добиваясь ее расположения, Егор наврал ей о том, что жена ему досталась опороченная (эти слова он сам же и опроверг в суде). Его отношение к Лукерье ухудшилось до такой степени, что он сказал ей "Тебе бы в Ждановку". Лукерья на это спокойно ответила, что не собирается налагать на себя руки. О конфликтах в семье она рассказывала сестре, однако дальше таких коротких обменов любезностями дело никогда не доходило. У них не было громких скандалов и драк. Потому и соседи, и родственники надеялись на лучшее.
После избиения студента Егор был посажен под арест на семь суток. Встречать его вышли и Аграфена, и Лукерья. По пути домой Егор на глазах Аграфены утопил жену в Ждановке, причем на мелководье, что Кони позже использовал, развенчивая версию о самоубийстве.
Аграфена в ужасе убежала с места преступления, но Егор догнал ее, на вопросы о жене не отвечал. Он рассчитывал на ее молчание, но та молчать не захотела и стала главным свидетелем обвинения.
Для чего я рассказываю эту историю?
Нам хочется верить, что плохие вещи случаются с плохими людьми. Как следствие - то, что у хорошей жены и мужик довольный, и дом теплый.
Кони обвинял в случившемся характер и развращенность Егора Емельянова. Точнее, то, что тот с 16 лет работал в номерных банях (аналог современной сауны со всеми вытекающими) и из-за этого у него сформировалось своеобразное отношение к женщинам. Тихая невинная Лукерья была для него чем-то новым, но быстро наскучила.
С этим выводом мы, люди XXI в., можем поспорить, сейчас молодежь развращена не меньше, однако массового убийства замужних женщин нет.
Может быть, тут помогает возможность развестись, кто знает?
Одно можно сказать точно, никакие добродетели Лукерьи не спасли ее от убийства собственным мужем. Который возненавидел ее именно за то, что та была такой образцовой женой.