Найти тему
КИРИН59 говорит

«На Западном фронте без перемен»: большое антивоенное кино

Афиша фильма. Источник: https://www.kinonews.ru/
Афиша фильма. Источник: https://www.kinonews.ru/

Третья по счёту и первая на языке оригинала экранизация одноимённого романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» после показа на ежегодном Кинофестивале в Торнто вышла на стриминге Netflix 28 октября 2022 года.

В режиссёрском кресле Эдвард Бергер, чья фильмография в последние годы вышла на мировой уровень и наиболее известна зрителю по таким заметным сериалам, как «Террор», «Патрик Мелроуз» или «Ваша честь». Однако из актёрского состава, пожалуй, самый известный это Дэниэль Брюль (антагонист барон Земо в киновселенной Марвел).

Картину высоко оценили критики – 94% на Томатах и 75 из 100 на Метакритик. После такого приёма Германия даже выдвинула её на премию «Оскар» побороться за звание лучшего международного художественного фильма.

Признаться, роман-первоисточник я не читал, но в отзывах пишут, что сценаристы (к слову, британцы) порядочно «вычистили» исходный материал. Однако для современного зрителя, как и я, не знакомого ни с книгой, ни с другими экранизациями (первая получила два «Оскара» в 1930 году, а вторая вышла на малых экранах в 1979 году), это не сыграет особой роли.

Индустрия после череды провалов уже давно не балует зрителя большими фильмами на военную тематику. Например, последний, сравнимый по масштабу и постановке, вышел в 2019 году, и тоже был посвящён Первой мировой войне – это «1917» Сэма Мэндеса. Но сравнения, пожалуй, будут неуместны. Поговорим лучше о новинке.

Первое, чем встречает «На Западном фронте без перемен» – это визуал. Длинные планы и сложная постановка многих сцен едва не начинают эстетизировать происходящие на экране ужасы. Но всё же не переходят ту грань, за которой иллюстрирование превращается в любование. Это отлично играет на удержании внимания, особенно если учесть, что фильм длится два с половиной часа, а событий для такого внушительного хронометража не так уж и много.

Другой момент, заметный уже во вступлении, – музыкальное сопровождение. Саундтрек Фолькера Бертельмана сходу пробирается под кожу пугающим рефреном. В какой-то момент мне даже показалось, что это медленное сердцебиение некоего механического монстра (не иначе, как самой войны).

И зритель увидит этого монстра во всём своём жутком батальном масштабе уже во второй трети картины.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinonews.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinonews.ru/

Однако хронометраж всё равно делает фильм несколько медлительным, хотя от него и сложно оторваться. Начавшись сценой мрачного леса и лисы с лисятами, повествование то и дело будет демонстрировать статичные пейзажи, кажущиеся порой монохромными, словно говоря этим контрастом с подвижным и таким же мрачным основным действием фильма: война в самой природе человека, но она не часть природы, человека окружающей. При этом картина не забывает показывать не только людей на войне, но и войну в людях.

Как художественное полотно, «На Западном фронте без перемен» 2022 года определённо заслуживает того, чтобы встать в один ряд с такими современными картинами о Первой мировой войне, как «Боевой конь» Стивена Спилберга или тот же «1917».

И кстати, во время просмотра я услышал мнение, что в нынешней политической обстановке смотреть военные фильмы сродни мазохизму. Но может быть из-за их антивоенного посыла – сейчас самое время?..