Любой артист, выходящий на сцену, так или иначе, задумывается о том, как его принимают зрители. И речь здесь идёт не только о песнях, которые он исполняет. Речь о внешней стороне, ведь выступление это в некотором роде шоу. И если рассматривать, то, что происходило на нашей сцене в начале 90-х годов то можно выявить странную тягу ко всему антисоветскому. То есть к тому времени, когда страны уже не существовало, у некоторых артистов появилась тяга изображать из себя борцов с режимом. И, пожалуй, самый яркий пример здесь Игорь Тальков. Можно даже не рассматривать его лирику, а просто бросить взор на то, как он одевался.
Собственно на заглавной фотографии как раз он со своей группой «Спасательный круг». И что мы тут видим? А видим мы ребят одетых так словно на дворе 1917 год, и они собираются спасать Россию. Название команды опять же намекает на это. Вот только никому из этих смельчаков не приходило в голову одевать подобную форму в условном 1985 году. Собственно как и самому мессии у микрофона. Да, именно так себя преподносил Игорь Тальков, и выглядело всё это смешно. Однако народ повёлся тогда на всё это и залы он собирал большие.
Стоит обратить тут внимание и на Олега Газманова. Он на обложке своего легендарного альбома «Эскадрон» тоже в военной шинели. Пел же он в ту пору о есаулах, а на сцене вытворял акробатические трюки. Между прочим, в 1991 году ему было сорок лет. То есть человек добился известности к тому возрасту, когда некоторые певцы уходят уже на покой.
Лирика у него и Игоря Талькова была схожей в том плане, что они обращались к темам дореволюционной России. Но Тальков плохо зная историю, претендовал на роль учителя народа, а Газманов же просто развлекал публику. Эстетика царской армии тогда оказалась востребованной, и петь о есаулах, которых не было в Красной Армии, считалось уместным.
В общем-то, претензий у меня тут нет ни к кому. Просто я не люблю, когда кого-то переоценивают и преподносят как борца с режимом. В случае с Газмановым очевидно, что он занимался исключительно сценическим образом и не делал вид, что обладает какими-то сакральными знаниями. Тальков же настолько вжился в свой коммерческий образ, что в какой-то момент, по всей видимости, потерял связь с реальностью.
Вообще же в начале 90-х годов советской эстетики сторонились, и никому не приходило выступать под красными знамёнами. Исключения в виде панков из Сибири в расчёт не берём. По телевизору их почти не показывали. В целом же огромная страна внезапно обнаружила, что куда веселее слушать песни о поручиках и есаулах. Ещё интереснее делать вид, что мы потеряли какую-то Россию и сейчас получится её вернуть. Осознание произошедшего придёт несколько позже, но в самом начале 90-х именно антисоветская эстетика продавалась лучше всего.
И тут никак нельзя обойти вниманием такого певца как Александр Малинин. Он не просто заигрывал с какими-то образами, он себя изображал как белого офицера. А концерты преподносил как балы. Хотя так писалось только на афишах, сами же концерты проходили в обычной атмосфере, но ещё раз подчеркну. Всё это дело было востребовано. И неважно, что через несколько лет Газманов будет петь о том, что рожден в СССР, и топить за патриотизм, а Малинин сменит не только репертуар, но и образ. В 1991 году эти ребята стояли на антисоветской позиции.
Пожалуй, самыми последовательными тут оказались рокеры. В общем-то, как всегда. Это для поп музыки важно подстраиваться под ситуацию, а рокеры же могут биться за какую-то идею и без денег. И тут нельзя не вспомнить группу «Монгол Шуудан». Ребята уже несколько десятилетий играют в занятном жанре. Их песни воспевают анархистов и события, разворачивавшиеся в годы гражданской войны. Сейчас конечно внешний вид отошёл на второй план, но в конце 80-х группа умело эксплуатировала образы знакомые всей стране по фильмам.
В общем-то, достаточно было простых папах и лозунгов с плакатов. А так же историй о комиссарах, анархистах, Махно и продразвёрстке. Тексты, надо отдать должное Скородеду, у группы до сих пор держатся на высоком уровне. Востребованность же подобной музыки у аудитории само собой давно сошла на нет. Но если поп исполнители, наигравшись с антисоветской эстетикой, её бросили уже к середине 90-х, то рокеры из «Монгол Шуудан» до сих пор работают в той же стилистике. Ну, разве что песни стали ещё тяжелее в плане музыки.
Подводя же итог можно сказать, что вся эта белогвардейская тема довольно быстро наскучила публике, ну а такая штука как «Старые песни о главном» уже в 90-х привела аудиторию в чувство. Как оказалось, в Советском Союзе хорошего было куда больше чем плохого и чем больше проходит времени, тем нелепее смотрятся все эти песни Талькова или Малинина. Во всяком случае, тягаться с песнями каких-то советских ВИА они оказались не в состоянии.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.