Войны выигрывают не только солдаты, но и пропагандисты. Не зря же Геббельс стал ключевой фигурой в нацистском правительстве. А за голову Левитана сам военный преступник Гитлер обещал огромную денежную выплату.
Но я в этой статье хотела бы коснуться событий, которые случились еще до Великой Отечественной. Была у нас в истории война, о которой часто забывают. А ведь она стала, по сути, репетицией ВОВ. И благодаря этой войне Советский Союз получил осознание: к сражению с более серьезным противником страна не готова.
Вообще, благодарить за что-то войны не стоит. Но так вышло. В Советско-Финской мы выиграли. Но эта победа была очень похожей на поражение.
Перейдем непосредственно к теме статьи – к пропаганде Маннергейма.
Что обещала финская пропаганда
Если помните, то Финляндия одно время была в составе Российской империи. Государственный язык там хорошо знали. Поэтому пропагандистские листовки были написаны на довольно неплохом русском. Однако встречались и ошибки. Но не в этом суть.
Бойцам Красной армии листовки рассказывали, что в финском плену очень хорошо: кормят до отвала три раза в день, дают сладости, содержат в теплых помещениях.
Честно говоря, не знаю, насколько адекватно информация воспринимается на войне. И не особо хочу об этом знать – в том плане, что на себе проверять нет желания. Но трудно поверить, что где-то пленников кормят от пуза. Никогда так не было и не будет.
Конечно, можно вспомнить как под Сталинградом некоторых гитлеровцев, попавших в плен, хорошо кормили. Им еще и «гостинцы» давали. А потом немцев отпускали к своим. Это тоже была пропагандистская уловка. Гитлеровские солдаты, вернувшись на свои позиции, рассказывали, какие русские добрые люди. И совсем не звери, как рассказывал им Геббельс.
Финны немного переиграли в этом плане. Слишком красочно и соблазнительно описывали плен. Не стоило так делать.
Кстати, самые заманчивые предложения, если верить историку Борису Соколову, делали советским летчикам. Об этом я еще рассказу. А пока логично остановиться на одном «сопутствующем» вопросе: сколько финны платили за сданное им оружие, за технику? Были расценки.
Прейскурант
Финны в годы Северной войны распространяли листовки со стоимостью советского оружия.
Так, например, револьвер оценивался в 100 рублей. Винтовка – в 150. Пулемет в 1500 рублей. А за танк предлагали 10 тыс. рублей. Про это тоже писал Борис Соколов в своей книге «Тайны финской войны».
Эти суммы сами по себе ничего не говорят. Нужно сравнивать со средней зарплатой. Она в 1939 году составляла в СССР 300 – 350 рублей. То есть, сдав финнам пулемет, можно было 5 месяцев не работать, сдав танк – бездельничать около 3 лет.
На самом деле не слишком высокие цены предлагались. Вполне логично, никто бы не стал приобретать оружие по рыночной стоимости. У пленных.
И вообще, это всё была «замануха».
Реальность же была далека от того, что финны предлагали. Пленных содержали в более-менее нормальных условиях. Но случалось всякое. Не всегда кормили. Советские бойцы находились временами в холодных помещениях. Плен – это не курорт.
А ведь финны некоторым бойцам РККА предлагали райские условия. Ориентир был на летчиков.
Кстати, в финском плену побывало около 6500 бойцов Красной армии.
Курорты для летчиков
Пропагандисты рассказывали краслетам (красным летчикам) о том, что у них может быть другая жизнь: пальмы и девушки. Нужно было только сбросить бомбы в море, приземлить самолет на льду озера и выбросить зеленый флаг. За это предлагали 10 тыс. долларов.
Интересный момент: всем остальным обещали рубли. Историки сходятся во мнении, что это было сделано умышленно. Дело в том, что в Финляндии рубли не ходили. Да и перебежчики вряд ли собирались возвращаться в СССР и расплачиваться валютой своей Родины, которую они предали. Предполагалось, что рубли будут конвертировать в марки или в доллары. А по какому курсу? Финны имели возможность его самостоятельно определять.
Летчики – другое дело. Им сразу предлагали доллары, чтобы те могли остаться в Финляндии или уехать в любую другую страну.
Клевали ли наши пилоты на заманчивое предложение – об этом история умалчивает. Но есть интересный факт: из финского плена вызволили 11 летчиков. При этом в распоряжении Финляндии было 25 советских самолетов. 25-11=14. Куда же делись экипажи этих 14 машин. История умалчивает. Оно и понятно. Ведь ни финнам, ни советскому правительству не было резона выдавать информацию о перебежчиках.