Найти в Дзене
Reminder

Чтение: лучше больше, чем лучше

Качество или количество — что важнее в чтении? Известный филолог Михаил Бахтин считал, что главное — постоянно поддерживать процесс чтения. Когда у него не было доступа к книгам и журналам, он читал все подряд — инструкции, этикетки, квитанции и т.п. И как показывает современная наука — был прав. Чтение действительно полезно для мозга само по себе, вне зависимости от содержания. Этот парадоксальный вывод был сделан в работе исследовательницы Энн Каннингем What reading does for the mind, опубликованной еще в 1998 году. А совсем недавно подтвержден серией экспериментов, показавших, что чтение стимулирует аналитическое мышление и помогает лучше справляться с тестовыми заданиями. Почему так происходит? Потому что в процессе чтения задействуется сразу множество функций, отделов и ресурсов мозга. Каждое прочитанное предложение — это короткий код, содержащий много разнообразной информации, которую нужно расшифровать, объясняет Кеннет Пью, директор Лабораторий Хаскинса, где изучается нейробиол
Image by Lubos Houska from Pixabay
Image by Lubos Houska from Pixabay

Качество или количество — что важнее в чтении? Известный филолог Михаил Бахтин считал, что главное — постоянно поддерживать процесс чтения. Когда у него не было доступа к книгам и журналам, он читал все подряд — инструкции, этикетки, квитанции и т.п. И как показывает современная наука — был прав.

Чтение действительно полезно для мозга само по себе, вне зависимости от содержания. Этот парадоксальный вывод был сделан в работе исследовательницы Энн Каннингем What reading does for the mind, опубликованной еще в 1998 году. А совсем недавно подтвержден серией экспериментов, показавших, что чтение стимулирует аналитическое мышление и помогает лучше справляться с тестовыми заданиями.

Почему так происходит? Потому что в процессе чтения задействуется сразу множество функций, отделов и ресурсов мозга. Каждое прочитанное предложение — это короткий код, содержащий много разнообразной информации, которую нужно расшифровать, объясняет Кеннет Пью, директор Лабораторий Хаскинса, где изучается нейробиология речи. Запахи, звуки, визуальные образы, эмоции, воспоминания, ассоциации — чтобы пересобрать все эти детали в цельное восприятие, нейроны в зрительных, речевых и мыслительных центрах раз за разом объединяются в сложные сети, меняющиеся как узоры калейдоскопа. Таким образом чтение постоянно «прокачивает» мозг.

Причем тут действует «эффект Матфея», названный в честь евангелиста, сказавшего: «Всякому имеющему дастся и приумножится». Суть феномена в том, что максимальную отдачу в разных сферах деятельности — от спорта до финансов — получает, как правило, тот, кто уже обладает преимуществами на старте. Применительно к чтению это означает: чем чаще и больше вы читаете, тем полезнее для вас чтение.

У этой пользы есть и вполне осязаемое измерение. По статистике, собранной в обзоре Национального фонда искусств (NEA) США To Read or Not To Read, регулярное чтение коррелирует с профессиональным успехом и благополучием. Возможно, это связано еще и с тем, что чтение ослабляет стресс. В ходе исследования, проведенного Лабораторией мышления в Сассекском университете, уровень стресса у испытуемых всего за шесть минут чтения снижался на 68%. Причем и тут содержание прочитанного не имело значения. Погружение в любой текст, говорит автор исследования Дэвид Льюис, само по себе меняет состояние мозга.