Найти тему
Вещь

Дешевле — не значит хуже. Как IKEA доказала превосходство венского стула

Просматривая каталоги IKEA 60-х годов, я вдруг обнаружила венский стул. Совсем такой, как был в начале века. Та же самая модель №14.

На дворе 60-е. Уже вовсю осваивают космос, люди грезят научно-техническим прогрессом, мебельщики придумывают антропоморфные кресла. А IKEA предлагает стул из бабушкиного дома. Серьезно? Этой модели на тот момент уже было 100 лет. Винтаж тогда точно не был в моде. Наоборот: все должно было быть новое.

Оказывается Ингвар Кампрад обнаружил этот стул во время поездки в Польшу. Надо сказать, что для IKEA вообще многое производилось в этой стране. И с соцстранами у шведского гиганта было много связей: чешские дизайнеры стажировались в IKEA, Польша и ГДР выполняли заказы по изготовлению деревянной мебели. И вот Кампрад решил посетить бывшую тонетовскую фабрика в городке Радомско.

Именно там, лазая по чердакам, Кампрад увидел этот легендарный тонетовский стул. Тогда IKEA заказала партию в 500 шт. Немного доработав ее, они стали предлагать этот стул в своих магазинах. Его стоимость была всего 33 кроны, фактически 3,5 евро. Фантастически низкая цена!

В каталоге IKEA он назывался OGLA
В каталоге IKEA он назывался OGLA

Уже тогда IKEA теснила многих конкурентов. На что коллеги по цеху указывали, что дешевое не может быть хорошим. И тогда в сентябре 1964 года известный шведский журнал Allt i Hemmet решил сравнить мебель Икеи и другого более дорого бренда. Они скомплектовали гостиную, и устроили мебели тесты на долговечность. То есть подвергали ее тем же циклам, что и при обычной эксплуатации: механическим нагрузкам. В заключительном тесте как раз "соревновались" стулья. Дешевая OGLA за 33 кроны и более франтоватый стул за 168 крон. В пять раз дороже! И вот оказалось, что старый добрый стул остался целым, а дорогой — сломался.

Это не только реабилитировало шведского мебельного гиганта, но и вновь доказало превосходство этой тонетовской модели.

Вообще я считаю, что между Михаилом Тонетом и Ингваром Кампрадом - много общего. Их большая заслуга в том. что они сделали качественную мебель — доступной. Тонет начал производить стулья на потоке, транспортировать их в разобранном виде, а Кампрад пошел еще дальше — он предложил систему самообслуживания в своих магазинах, а мебель могли собирать и сами покупатели. Кроме того, он полностью исключил посредников из своих логистических цепочек. Закупал мебель исключительно у производителей, как видим, сам ездил на предприятия и лазил даже по чердакам, выискивая самое лучшее.

Согласитесь, что эти два человека заслуживают лайка!