Просматривая каталоги IKEA 60-х годов, я вдруг обнаружила венский стул. Совсем такой, как был в начале века. Та же самая модель №14.
На дворе 60-е. Уже вовсю осваивают космос, люди грезят научно-техническим прогрессом, мебельщики придумывают антропоморфные кресла. А IKEA предлагает стул из бабушкиного дома. Серьезно? Этой модели на тот момент уже было 100 лет. Винтаж тогда точно не был в моде. Наоборот: все должно было быть новое.
Оказывается Ингвар Кампрад обнаружил этот стул во время поездки в Польшу. Надо сказать, что для IKEA вообще многое производилось в этой стране. И с соцстранами у шведского гиганта было много связей: чешские дизайнеры стажировались в IKEA, Польша и ГДР выполняли заказы по изготовлению деревянной мебели. И вот Кампрад решил посетить бывшую тонетовскую фабрика в городке Радомско.
Именно там, лазая по чердакам, Кампрад увидел этот легендарный тонетовский стул. Тогда IKEA заказала партию в 500 шт. Немного доработав ее, они стали предлагать этот стул в своих магазинах. Его стоимость была всего 33 кроны, фактически 3,5 евро. Фантастически низкая цена!
Уже тогда IKEA теснила многих конкурентов. На что коллеги по цеху указывали, что дешевое не может быть хорошим. И тогда в сентябре 1964 года известный шведский журнал Allt i Hemmet решил сравнить мебель Икеи и другого более дорого бренда. Они скомплектовали гостиную, и устроили мебели тесты на долговечность. То есть подвергали ее тем же циклам, что и при обычной эксплуатации: механическим нагрузкам. В заключительном тесте как раз "соревновались" стулья. Дешевая OGLA за 33 кроны и более франтоватый стул за 168 крон. В пять раз дороже! И вот оказалось, что старый добрый стул остался целым, а дорогой — сломался.
Это не только реабилитировало шведского мебельного гиганта, но и вновь доказало превосходство этой тонетовской модели.
Вообще я считаю, что между Михаилом Тонетом и Ингваром Кампрадом - много общего. Их большая заслуга в том. что они сделали качественную мебель — доступной. Тонет начал производить стулья на потоке, транспортировать их в разобранном виде, а Кампрад пошел еще дальше — он предложил систему самообслуживания в своих магазинах, а мебель могли собирать и сами покупатели. Кроме того, он полностью исключил посредников из своих логистических цепочек. Закупал мебель исключительно у производителей, как видим, сам ездил на предприятия и лазил даже по чердакам, выискивая самое лучшее.