Найти в Дзене
ПетроПрогноз: история+

Кто убил Тутанхамона и где сердце мумии? (окончание статьи)

Оглавление
Погребальная маска Тутанхамона. Египетский музей, Каир, Египет (из статьи Википедии «Тутанхамон», Авторство: en:User:MykReeve. Uploaded to en.wikipedia as Image:Tutankhamun-mask.jpg on 28 May 2004 by en:User:MykReeve (see talk page for details)., CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34321)
Погребальная маска Тутанхамона. Египетский музей, Каир, Египет (из статьи Википедии «Тутанхамон», Авторство: en:User:MykReeve. Uploaded to en.wikipedia as Image:Tutankhamun-mask.jpg on 28 May 2004 by en:User:MykReeve (see talk page for details)., CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=34321)

Первую часть статьи смотрите по ссылке: "Кто убил Тутанхамона и вырвал его сердце?"

В этой первой части статьи мы рассмотрели, во-первых, тот факт, что в саркофаге Тутанхамона не оказалось его сердца, — ни в мумии (в грудной клетке), ни в отдельном мешочке, как это полагалось делать при мумификации. И, вслед за некоторыми исследователями[2], мы пришли к выводу о том, что сердце Тутанхамоно было удалено из его трупа и уничтожено намеренно, — с мстительной целью лишить Тутанхамона воскрешения в вечной загробной жизни, как это происходило (по убеждениям египтян) со всеми другими умершими (не только с фараонами), с которыми правильно проводили обряд мумификации, включая мумификацию сердца.

Во-вторых, мы предположили, что Тутанхамон был убит главным визирем его отца (Эхнатона) по имени Эйе, который до самого своего конца был яростным сторонником «атонической революции» Эхнатона (в гробнице Эйе был найден священный «Гимн Атону»), — а при Тутанхамоне прежняя элита взяла реванш, и установила прежние порядки. В первой части статьи мы коротко рассказали и об «атонической революции» (радикальной религиозно-идеологической реформе) Эхнатона, в ходе которой полностью сменилась прежняя жреческая элита (жрецы Амона-Ра) и был установлен тоталитарный культ Атона (Атон – солнечный диск), с которым был отождествлён сам Эхнатон. При этом любое сопротивление этой реформе жестоко подавлялось, — смертной казнью и сжиганием трупа, что закрывало казнённому путь к воскрешению в загробной вечной жизни.

***

Но наверняка у внимательного читателя (как и у меня, автора статьи) остались некоторые вопросы. И первые из них, вероятно, связаны с тем, почему Тутанхамон предал дело и идеалы своего отца, и какую роль играл Эйе при жизни Тутанхамона, в ходе реванша жрецов Амона-Ра? Есть и другие вопросы, но сначала рассмотрим эти два. Начать придётся с отношений фараонами Египта и царями Вавилона тех веков.

Фараоны Египта и цари Вавилона

В ранее опубликованной первой части этой статьи мы уже вкратце обозначили некоторые связи между Древним Египтом и Вавилоном тех веков, напомним здесь ещё раз:

Период Нового царства в Древнем Египте (1550-1069 гг. до н.э.) практически совпал с т.н. Средневавилонским периодом в Месопотамии (1600-1000 гг. до н.э.), который характеризовался прежде всего усилением влияния Вавилона и укреплением в нём единоличного культа Мардука (Мардука-Ра), и здесь напомним, что, согласно версии Захарии Ситчина[5], в 6-м – 4-м и начале 3-го тысячелетия тысячелетиях до н.э. (в додинастический период и в начале династического) Мардук правил Египтом, и был известен там как бог Солнца по имени Ра. И Мардук-Ра в конце своего правления там также изгонял из древнеегипетского пантеона богов память о Тоте (Нингишзидде, младший брат Мардука, правивший в Египте до него) и память о других богах.

Итак, Средневавилонский период в Месопотамии и Новое царство в Древнем Египте совпадают хронологически и «идейно-религиозно» (утверждением культов, соответственно Мардука-Ра и Амона-Ра), причём, как отмечают историки (по данным переписки царей и фараонов из «Амарнского архива»), в этот период усиливалось влияние Вавилона (Нового царства) на фараонов Древнего Египта, особенно как раз в период XVIII династии (Аменхотеп III, Эхнатон, Тутанхамон), когда Вавилон достиг пика могущества во всей своей многотысячелетней истории! Но правление Эхнатона как будто выламывается из культа Амона-Ра…

Продолжим теперь эту тему. Аменхотеп III имел очень хорошие отношения с Вавилоном (и с его соседями, с Митаннским царством и другими), и при этом регулярно отправлял им много золота, которым был богат Древний Египет. Эхнатон, начав свою «атоническую революцию», и строя множество храмов Атона по всей стране, всё больше и больше золота использовал для украшения новых храмов и на содержание новой элиты, сформированной им из прежних полунищих низовых служителей и чиновников низшего ранга. Поступление золота в Вавилон резко сократилось. Правившие в те годы цари Ваавилона сначала в мягкой, а затем и в более резкой форме выражали своё недовольство в письмах Эхнатону.[7]

Геополитическая ситуация в конце амарнского периода, когда Амурру ещё не завоёван хеттами карта из статьи Википедии «Эхнатон», Авторство: Moyen_Orient_Amarna_1.svg: *Middle_East_topographic_map-blank.svg: Sémhur (talk)derivative work: Zunkir (talk)derivative work: Zunkir (talk). Moyen_Orient_Amarna_1.svg, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12053309)
Геополитическая ситуация в конце амарнского периода, когда Амурру ещё не завоёван хеттами карта из статьи Википедии «Эхнатон», Авторство: Moyen_Orient_Amarna_1.svg: *Middle_East_topographic_map-blank.svg: Sémhur (talk)derivative work: Zunkir (talk)derivative work: Zunkir (talk). Moyen_Orient_Amarna_1.svg, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12053309)

Параллельно этому процессу, Эхнатон, занятый исключительно своими личными интересами, сильно ослабил контроль за своими наместниками в Сирии и Ханаане (и, вероятно, уменьшил расходы на их содержание). В результате египетские наместники там начали грабить караваны вавилонских купцов. В результате резкого обострения обстановки в этом регионе несколько союзников Египта отпали от него. Междоусобные войны городов-государств продвигались севера (из Сирии) на юг, в Ханаан (см. карту выше). Далее цитирую по статье Википедии «Эхнатон»:

«Культ Атона, возвышение новой знати и внешнеполитическое ослабление государства порождали оппозицию старой элиты, включая жречество. Помимо внешней политики Эхнатон уделял мало внимания и внутренним делам, что приводило к самоуправству местных чиновников, от которого страдало население. Религия Эхнатона была элитарной. Она вращалась вокруг фигуры царя и его приближённых. Абстрактный, элитарный культ Атона, лишённый мифологии, был далёк от повседневных проблем и чаяний народа, не понимавшего смысла нововведений и всё более страдавшего от начавшегося экономического упадка. Раскопки показали, что даже в Ахетатоне простые жители дома отправляли ритуалы прежних богов. В последние годы правления Эхнатона Египет и восточное Средиземноморье постигла эпидемия, которая без сомнения ослабила власть фараона и его двора[48]. После смерти Эхнатона на введённый им культ был наложен запрет, и верховным божеством поклонения вновь стал Амон. Однако, вероятно, что культ Атона не исчез сразу — идеи Эхнатона поддерживались рядом людей ещё на протяжении одного поколения[49]

Обстоятельства смерти Эхнатона (в 1336 году до н.э.) неизвестны, как и имена его преемников до начала правления Тутанхамона в 1332 году до н.э., так как записи этого времени уже при Тутанхамоне начали уничтожаться, а после него уничтожались тотально все свидетельства, записи, барельефы и изображения периода правления Эхнатона. Мы можем констатировать, что Тутанхатон (супруг третьей дочери Эхнатона) вступил в правление в возрасте десяти лет уже после четырёх лет (1336-1332 гг. до н.э.) реконкисты старой элиты, высших жрецов прежнего культа Амона-Ра.

Портрет Тутанхамона из Амарны (из статьи Википедии«Akhenaton», By Paul Barlow - photographPreviously published: n/a, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21875322)
Портрет Тутанхамона из Амарны (из статьи Википедии«Akhenaton», By Paul Barlow - photographPreviously published: n/a, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21875322)

Далее вновь цитирую по книгам Ю.Я. Перепёлкина[7] (и статье Википедии «Эхнатон»):

«Под влиянием высокопоставленных сановников (регентов Эйе и Хоремхеба, будущих фараонов) и жречества, — под их влиянием юный фараон Тутанатон (египт. «Живое воплощение Атона») отказывается от политики предшественников. Своё имя, содержащие имя Атона, он изменил на имя Тутанхамон («Живое воплощение Амона»). Важным практическим шагом стал перенос двора из Ахетатона в Мемфис. Ахетатон был постепенно заброшен и стал разрушаться. В тексте своей гробницы Тутанхамон подчёркивает, что он богато одарил храмы богов, пострадавшие от того, кого он избегает называть по имени, упоминая его как «злодея». Тем не менее символика Атона и имя Тутанхатон присутствуют в его усыпальнице».

Ну а в усыпальнице Эйе, напомним, археологи нашли священный «Гимн Атону», — и, поскольку усыпальницы для себя заранее готовили сами египтяне, это позволяет предположить, что в душе и Тутанхамон, и Эйе оставались приверженцами культа Атона, и лишь под давлением обстоятельств встали на сторону прежней элиты и культа Амона-Ра. Напомним здесь ещё раз, что именно в период правления этих трёх фараонов XVIII династии (Аменхотепа III, Эхнатона и Тутанхамона) Вавилон и его культ Мардука-Ра (прототип и предшественник культа Амона-Ра) достигли пика могущества за всю многотысячелетнюю историю Вавилона. Ну а Египет после краха атонической революции Эхнатона был очень ослаблен.

Наше предположение о том, что Эйе и Тутанхамон в душе оставались сторонниками культа Атона подтверждает отношение к их памяти следующего (за Эйе) фараона, военачальника Хоремхеба, который яростно уничтожал память не только об Эхнатоне (и о культе Атона), но также и память об Тутанхамоне и Эйе, в том числе из официальных документов и архивов. Например, в Абидосском списке за именем Аменхотепа III следует сразу имя Хоремхеба..

Почему Тутанхамон решил уйти из жизни? Самоубийство с помощью Эйе

Эйе в жреческом облачении совершает обряд «отверзение уст» перед мумией Тутанхамона. Рисунок из гробницы Тутанхамона (из статьи Википедии «Эйе»)
Эйе в жреческом облачении совершает обряд «отверзение уст» перед мумией Тутанхамона. Рисунок из гробницы Тутанхамона (из статьи Википедии «Эйе»)

Приведённый выше рисунок из гробницы Тутанхамона показывает, что обряд его мумификации проводил сам Эйе, и это доказывает, что именно он и удалил сердце юноши, и не поместил его в отдельном мешочке в саркофаг (как это было положено при обряде). Некоторые египтологи предполагают, что сердце юноши выкрали мстительные жрецы Амон-Ра[2], или с целью отомстить Эхнатону через его сына, лишив его пути в загробную жизнь (ибо взвешивание сердца умершего на посмертном суде Осириса было важнейшей процедурой на этом пути), или же жрецы Амона-Ра подозревали ранее и самого Тутанхамона в тайной приверженности к культу Атона.

Однако, поскольку обряд мумификации проводил сам Эйе, то наиболее вероятно, что именно он и удалил сердце юноши, и не поместил его в саркофаге. Не надо быть профессиональным психологом, чтобы понять, что Эйе, верой и правдой служивший и отцу и сыну (и Эхнатону и Тутанхамону), и остававшийся вместе с Тутанхамоном тайным приверженцем культа Атона даже в период полного реванша жрецов прежнего культа (Амона-Ра), — что Эйе мог лишить юношу пути в загробную жизнь только по его собственной просьбе. По просьбе юноши, измотанного многолетними хроническими заболеваниями, переломами костей, тяжело больного малярией и психологически раздавленного необходимостью почти десять лет уничтожать память своего отца и его идей и дел.

Напомним здесь ещё раз (мы писали об этом в 1-й части статьи) о недугах Тутанхамона (цитирую по статье Википедии «Тутанхамон»):

«17 февраля 2010 года Захи Хавасс и министр культуры Египта Фарук Хосни обнародовали результаты ДНК-исследований 2007—2009 годов, согласно которым члены семьи Тутанхамона страдали генетическими заболеваниями[21]. В частности, некоторые её представители, в том числе и Тутанхамон, страдали болезнью Кёлера (некроз костей стоп, вызванный нарушением кровоснабжения). Среди других недугов фараона также имелись расщепление нёба («волчья пасть» — врожденное незаращение твёрдого нёба и верхней челюсти) и косолапость[22]. Исследования мумии показали, что незадолго до смерти фараон сломал ногу, и болел малярией. Смерть Тутанхамона, не оставившего законного наследника, привела к сложностям в престолонаследии[2]

Всё это (включая психологию раздавленного многими годами двоемыслия юноши) позволяет нам предположить, что Тутанхамон боялся посмертного суда Осириса, и именно процедуры взвешивания сердца, и попросил Эйе (которому, очевидно, полностью доверял) прекратить свои мучения, и закрыть ему путь к суду Осириса.

Кстати, возможно, именно этим объясняется тот странный факт, что мумия Тутанхамона была обработана специальными смолами (чёрного цвета) так, что вызывала аллюзии со смертью самого Осириса.[1,2]. Для пояснения цитирую по статье[2], где автор ссылается, в частности, на известного специалиста, эксперта по мумификации и профессионального египтолога, профессора Салима Икрама по [2]:

«Ученые, начиная с самого Картера, высказали мнение, что использование черной жидкости было частью преднамеренного плана изобразить Тутанхамона в образе Осириса. Существует веское основание для такой теории, потому что рисунок на северной стене погребальной камеры мальчика-царя изображает его как Осириса. Такую иконографию нельзя найти ни в одной другой гробнице в Долине Царей; потому что на картинах всегда изображен умерший правитель, которого Осирис приветствует в загробной жизни; или в процессе совершения подношений божеству — никогда в качестве самого бога. Дополнительным доказательством этого может служить то, как расположены руки Тутанхамона; они не скрещены высоко на груди, как у традиционных царских мумий, а очень близко к талии, так что его выступающие локти имитируют позу Осириса».

Некоторые египтологи видят в этом указание на роль Тутанхамона в возрождении уничтоженного Эхнатоном культа Амона, но, как признаёт автор статьи[2], это всё же «натянутая аллюзия». «Натянутая» — по нескольким причинам, о которых мы писали в начале первой части данной статьи, и здесь не будем повторяться. Но теперь понятен другой, истинный (как мы полагаем) смысл этой обработки мумии «под Осириса». Мол, он (Тутанхамон) сам совершил над собой суд Осириса.

Более того, указания на эту аллюзию есть на одной из фресок в гробнице Тутанхамона, где Тутанхамон обнимает самого Осириса.[2]:

Фараон Тутанхамон обнимает бога Осириса, деталь фрески из гробницы Тутанхамона, KV62. (Общественное достояние )
Фараон Тутанхамон обнимает бога Осириса, деталь фрески из гробницы Тутанхамона, KV62. (Общественное достояние )

Ну и в заключение приведём здесь окончание текста упомянутой выше статьи о загадке мумии Тутанхамона, мумии без сердца[2]:

«Так что же стало с Тутанхамоном в загробной жизни? Если человек придерживается традиционных верований, он, возможно, даже не добрался до решающей части своего путешествия за пределы. Был ли этот ребенок из Амарны жертвой коварной уловки сил жречества Амона, которые стремились лишить его вечной жизни? Неужели кто-то целенаправленно решил, что несчастный мальчик-фараон заслужил такую судьбу, и что нет никакой необходимости "Заставлять Его Имя жить” вечно? Если это правда, то это было окончательное проклятие, наложенное на жалкого ребенка.

Но в соответствии с горячим желанием древних египтян, чтобы их помнили вечно — Небхеперуре[тронное имя Тутанхамона], Тутанхамон дожил до наших дней; ибо мы произносим его имя чаще, чем имя любого другого фараона, который был до или после него

Литература

1. «King Tut’s Centenary!» by Lex Leigh (100-летие Тутанхамона) \\ «Ancient Origins» (4 ноября 1922)

2. «Enigma of the Heartless Pharaoh: Who Stole the Heart of King Tut, and Why?» by Anand Balaji (Загадка бессердечного фараона. Кто украл сердце фараона Тутанхамона, и почему) \\ «Ancient Origins» (16 марта 1916)

3. Хавасс, Захи. "Tutankhamon, segreti di famiglia".\\ National Geographic, сентябрь 2010 (на итальянском языке).

4. Хавасс, Захи и др. "Происхождение и патология в семье фараона Тутанхамона" (PDF). Журнал Американской медицинской ассоциации. 303 (17 февраля 2010).

5. (нет ссылок в этой статье)

6. Н.С. Петровский, В. Матвеев. «Египет - сын тысячелетий». — М.: Рипол Классик, 2013. — С. 76. — 291 с.

7. Перепёлкин Ю. Я. "Тайна золотого гроба"/ Ответственный редактор М. А. Коростовцев. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1968. а также "История Древнего Египта". — СПб.: Летний сад, 2000.

8. Зигмунд Фрейд. «Der Mann Moses und die monotheistische Religion» (этот человек Моисей и монотеистические религии)\\1939

9. Redford, Donald B. Akhenaten: The Heretic King. — Princeton: Princeton University Press, 1984.

10. Эрнест Альфред Уоллис Бадж. «Египет времён Тутанхамона» (Tutankltamen: Amenism, Atenism and Egyptian Monotheism» / Перевод: Л. Игоревский. — М.: Центрполиграф, 2009. — С. 117. — 158 с. — (Загадки древнего Египта).