Итак, в предыдущих статьях (здесь и здесь) мы рассказали о трех разных (но похожих) мониторах, доставшихся Румынии от Австро-Венгрии при разделе ее флота после Первой Мировой. Теперь поговорим о "своих" румынских мониторах (правда, построенных почти в Австро-Венгрии). Как это "почти"? Смотрим...
Речные мониторы (Monitoare fluviale) тип "Ion C. Brătianu"
Почему "почти в Австро-Венгрии"? Заготавливались комплекты для этих мониторов в Триесте, на заводе STT в 1907 году (тогда еще Триест был "вольным городом" в составе Австро-Венгрии, и эта страна не думала, что ей придется воевать с Румынией), Комплекты поступали в Галац, где мониторы собирались в объем.
Водоизмещение: стандартное 680/полное 750 тн.
Главные размерения: 63,5 х 10,45х 1,4 м
Силовая установка: котлы "Yarrow" (2 шт), две паровых машины тройного расширения по 800-900 сил.
Скорость хода: 13 узлов
Бронирование: борт. пояс - 60 мм, палуба - 20-60 мм, башня - 75 мм носовая/ 35 мм кормовая.
Вооружение (изначальное): 3 щитовых 120-мм/L35 (K.04) (два в носу, одно в корме), два гаубичных 120-мм орудия (фактически мортиры с длиной ствола 10 калибров), 4 орудия 47-мм/L44 Şkoda, 2 пулемета 6,5-мм/L115.
Вооружение с 1938 года (к началу войны): 3 орудия 120-мм/L50 Şkoda-Bofors Mk4, 1 немецкий полуавтомат 37-мм/L80 SK C/30, два крупнокалиберных пулемета 13,2-мм/L76 "Hotchkiss".
с 1942 года - 3x1 120-мм/L50 Şkoda-Bofors Mk4, 3x1 37-мм/L80 SK C/30, 2х1 20-мм/L65 C/38, 1x2 13,2-мм/L76 "Hotchkiss".
Поскольку эта серия статей является "предысторией" к основной статье, и мы и так очень много внимания уделили этой теме, пробежимся очень коротко по истории мониторов этого типа.
1. "Ion C. Brătianu" Бортовая литера Br (Строит. № 371), будущий "Азов"
2. "Alexandru Lahovari" Бортовая литера Lh (Строит. № 372), будущий "Мариуполь"
3. "Mihail Kogălniceanu" Бортовая литера Kg (Строит. № 373)
4. "Lascăr Catargiu" Бортовая литера Ct. (Строит. № 374)
Итак, подведем итог: семь, примерно однотипных румынских мониторов. Каждый из этим мониторов превосходил советские и по вооружению, и по бронированию, при той же (приблизительно) скорости хода.
Правда, катеров у наших было больше. Для чего я сравниваю? Все дело в том, что бои в первые дни войны между румынским речфлотом и нашей Дунайской флотилией - тоже достаточно интересная страница нашей истории. О ней чуть дальше.