Доброта – это самое популярное понятие в сочинениях 9.3 ОГЭ. Уж не знаю почему, но на пробниках и в итоговых КИМах оно попадается чаще всего. Хотя понятий около 40! Поэтому, как только у меня в руках оказалось достойное сочинение на эту тему, написанное ученицей Варварой, я решила, что надо предложить его в качестве примера вам, дорогие читатели. Благо, ребята обычно не отказывают мне в просьбах по размещению их работ на канале. Всем же надо учиться! А некоторые даже гордятся: меня высоко оценили, сочинение в люди пойдёт.
Сочинение Варвары 9.3 по тексту Л. Пантелеева: «Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?»
(вариант №19 тренировочных КИМов 2022 под редакцией И.П. Цыбулько)
Доброта – это проявление сострадания и любви к человеку. Именно это качество отличает людей от диких зверей. На добрых людях держится наш мир.
В данном тексте по-настоящему добрым оказывается солдат-танкист. Очарованный подарком на Новый год от маленькой девочки Лиды танкист удочеряет этого ребёнка. Он проявляет сострадание к ленинградской сиротке. Солдат полюбил девчушку за искреннюю веру в победу и душевную простоту.
Похожую ситуацию можно увидеть в рассказе Шолохова «Судьба человека». Главный герой Андрей Соколов, придя с войны, усыновляет мальчика-сироту. Они схожи в том, что потеряли своих родных из-за войны и остались одни. Андрей представляется мальчику как отец. Он понимает, что сможет дать сироте всю свою любовь и заботу. Вдвоём им будет гораздо легче заново строить жизнь после войны.
Доброта помогает людям быть счастливыми. Трудно заставлять себя делать добро, поэтому такие поступки всегда идут от чистого сердца.
Мой комментарий:
1. Объём сочинения – 134 слова. Это почти вдвое больше минимального объёма, равного 70 слов. И это абсолютно нормально! Не нужно подгонять сочинение под минимальный объём, так как получится не полноценный и развёрнутый ответ, а отписка.
Своим ученикам я советую умножать минимальный объём на два и писать примерно 140-150 слов, чтобы работа была доказательной и интересной.
2. Структура ответа соблюдена. В первом абзаце дано определение слова «доброта». Понятие прокомментировано. Во втором абзаце описана ситуация, данная в тесте Л. Пантелеева, в третьем – пример из литературы. Четвёртый абзац – это вывод, завершающее суждение о том, какую роль доброта играет в жизни и кто способен её проявлять.
3. Во втором абзаце мне не хватило отсылки к тексту Пантелеева, то есть цитаты. Например, этой: «Летом сорок пятого года я удочерил Лиду. И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь». Балл за отсутствие цитаты я обычно не снимаю, но советую вводить её в текст как доказательство. Это умение требуется ребятам и в 11 классе, на уровне подготовки к итоговому сочинению и ЕГЭ.
4. На мой взгляд, литературный аргумент подобран удачно. Речь и у Пантелеева, и у Шолохова идёт о Великой Отечественной войне, о детях-сиротах и доброте мужчин, прошедших через ад, но сохранивших в себе способность любить и проявлять доброту.
Подготовила Анна Терехова
Дорогие читатели! Теперь Дзен не даёт разместить кнопку доната. Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.