Найти тему
А.Брусницына.

Интернат, как школа моей жизни

Обещала в последней статье, что, наконец, закончу тему интернатов, кадетских корпусов и прочих учебных заведений для детей с проживанием. 

Кому интересна эта тема, давайте поговорим об этом. 

Моя старая школа.
Моя старая школа.

Здравствуйте все те, кто читает мои статьи постоянно и кто случайно заглянул на мой канал. 

С вами Анфиса! 

Почему-то под этими статьями, а эта - четвёртая, совсем мало комментариев. Понимаю, что люди видят в названии слово "интернат" и им мерещится ужасный ужас. 

На самом деле, интернаты - до сих пор довольно распространённое явление в малолюдных местностях. 

Там, где мало детей и школ тоже немного, а учителей не хватает. Поэтому, интернат - это возможность таким детям получить школьное образование. 

Конечно, в большинстве случаев жизнь ребёнка в интернате - мера вынужденная. И большинство родителей, конечно же, хотели бы, чтобы дети были под родительским присмотром. Но не всегда это получается. 

Тему эту я хочу закончить рассказом о собственной жизни. 

В прошлом году я уже рассказывала о том, что нам с сестрой довелось пожить несколько лет в школьном интернате. Сестре - чуть больше года, а мне чуть больше трёх лет. 

Честно скажу, вспоминаю это время, как одно из лучших в своей жизни. 

Вообще, вспоминая детство, всегда думаю, что оно у меня было прекрасным. Пусть я росла безотцовщиной, училась и жила в интернате, пусть, зачастую, дома из еды была только капуста и варёная картошка. Но дни были такими длинными и тëплыми. А зимы - морозными и снежными. До сих пор зима в детстве ассоциируется с заходящим солнцем на горизонте, который окрашивает небо в малиновый цвет, а в воздухе как будто стоит туман от сильного мороза и деревья покрыты густым инеем и даже на сугробах лежит иней. И ещё мне сразу приходит на ум песня "По морозу, по сугробу, по зиме... ". К сожалению, искала её и не смогла найти. Даже не знаю, кто её пел в 70-е годы. 

Так вот, про интернат. 

Историю своего детства я уже рассказывала в ранних статьях. Ссылку на них я дам в конце. 

В лесном посёлке, где мы жили, была школа-трехлетка. А дальше все дети из нашего посёлка и окрестных деревень продолжали свое школьное обучение в интернате. 

Интернатов было несколько на выбор. Можно было уехать в соседний большой поселок, который находился от нас в двадцати километрах по железной дороге, или в райцентр, находящийся в шестидесяти километрах. И там, и там при школах были интернаты для сельских детей. 

Мы жили в интернате в соседнем посёлке. 

Уезжали в интернат в понедельник с утренним ранним поездом, или в воскресенье вечером, если утреннего поезда не было. 

Обучение раньше в школах было шестидневное, поэтому, получалось, что из интерната уезжали во второй половине дня в субботу, а в воскресенье с вечерним поездом ехали обратно. 

Большую часть проживания оплачивала администрация района, а родители доплачивали за питание 2,73, насколько мне помнится. Мама давала нам с сестрой по три рубля на неделю и копейки оставались на ириски или ещё что-то. 

В принципе, кормили очень хорошо. 

Интернат представлял из себя длинное одноэтажное здание, которое находилось на берегу реки. Метрах в пятидесяти от него находилась столовая. 

Интернат был с печным отоплением. Из удобств - только холодная вода. В каждой комнате, стояли железные круглые печи для отопления комнат. Печи топил истопник. 

Комнаты были разные, в основном, на четыре-пять человек. У каждого своя кровать, тумбочка и полка в шкафу, большой стол для подготовки уроков. 

Уборщиц в интернате не было. Были дежурные, которые вставали раньше всех. В задачу дежурных было утром встать в шесть часов, одеться, умыться и идти в столовую, чтобы принести с пекарни, которая находилась рядом, несколько железных ящиков горячего свежего хлеба. В столовой работали два повара, обе женщины. И они, обычно, ещё до завтрака отрезали нам горбушки этого душистого, румяного хлеба из деревенской печи. Никогда позже такого вкусного хлеба я не ела. Пекарня работала на дровах и хлеб получался вкуснейшим. 

Затем мы помогали повару накрыть на столы. Затем завтрак и далее где-то минут двадцать нужно было идти до школы. Если мы дежурили, то после завтрака оставались убрать со стола и вымыть посуду. 

После школы дежурные так же накрывали столы к обеду, а вечером к ужину. 

Дежурные по столовой вечером ещё мыли общий коридор в интернате. 

Дежурство выпадало раза два в месяц, поэтому, это было не сложно. 

Кроме дежурства по столовой, было ещё дежурство по комнате. Дежурные по комнате носили дрова для печек из сарайки, которая находилась рядом и вечером мыли полы в комнате. 

В школе дети учились в классе с ребятами из посёлка, никакого деления не было. Наоборот, поселковые дети даже завидовали интернатским, что у них было много мероприятий в интернате, что ребятам жилось весело. 

Особенно запомнились различные конкурсы, которые с нами проводили воспитатели. Не помню всё, но вот в памяти остался конкурс, на котором девочкам надо было очистить картофелину. Побеждала то, у которой, кожура была тоньше. Помню, что меня так поразило это умение у победившей девочки, что я через некоторое время научилась чистить картошку просто виртуозно. 

По пятницам каждую неделю в небольшом зальчике устраивались танцы под пластинки. Как везде - девчонки стояли, подпирая стенку, а мальчишки приглашали девочек. Помню, что у меня был постоянный кавалер Саша. Он был красивый, высокий мальчик, но очень скромный. 

Вчера ехали с мужем в машине и заиграла песня:

 "Было небо выше, 

были звезды ярче,

 и прозрачный месяц 

плыл в туманной мгле... " 

И так вспомнились эти танцы.... 

Кроме танцев в свободное время осенью и весной рядом с интернатом играли в популярные в то время игры - "Казаки-разбойники", лапту, прятки. Вокруг интерната были широкие дощатые мостки - на них играли в классики, крутили обруч. В стенку дровяного сарая кидали мяч. Весной, когда разливалась река, мальчишки ловили у берега раков, которые потом повар варила ребятам. 

Школа, в которой я, училась, когда проживала в интернате, осталась лучшей школой моей жизни. Так там было дружно, весело. 

Вместе с ребятами мы собирали и сдавали макулатуру, золу, шишки. Помню, что наш класс победил в сборе золы и девочка из нашего класса поехала в Артек. 

Училась я очень хорошо и мама, когда приезжала на классные собрания в интернат, выслушивала только хорошее обо мне. 

Из плохого запомнилось, что не было элементарных условий для гигиены, особенно девочкам. Помню, что у нас постоянно были у всех вши. 

Если кто-то подумает, что невозможно совместное проживание такого количества девочек и мальчиков в одном здании, то скажу сразу, что дети, не в пример сегодняшним, были целомудренными, никакого интима даже предположить никто и не мог. Максимально, что было - это какой-нибудь мальчишка мог ущипнуть девчонку ниже пояса или дёрнуть за косу. Хотя знаю несколько пар, симпатия которых зародилась как раз там, в интернате и потом переросла в любовь. 

Из хорошего, что мне дал интернат - это самостоятельность. Особенно в бытовом плане. Мы были очень аккуратными и чистоплотными и по утрам выстраивалась очередь из делающих нагладить через мокрую марлю складки на форменном школьном платьице или стрелки на брюках. Принести дров, намыть пол, помыть посуду на кухне - всё это было как само собой разумеющееся и осталось с детства во мне на уровне базовых навыков. Дети мои, к сожалению, не приучены мной ни к чему. 

Мама наша очень переживала, что дочки каждую неделю уезжают в соседний посёлок. Были большие сложности с тем, как мы приезжали обратно домой на выходные. И она приложила максимальные усилия к тому, чтобы дети были с ней. 

В начале моего седьмого класса она смогла купить старый дом в райцентре и мы переехали туда из лесного посёлка. 

Эту историю я рассказывала где-то полтора года назад. Ссылку на неё я дам в конце.

Знаю, что сейчас в посёлке, где мы жили в интернате, строится новая современная школа и интернат строится уже при школе со всеми удобствами и условиями для жизни и учёбы деревенских детей. 

Такой будет новая школа и интернат.
Такой будет новая школа и интернат.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что интернат - это благо для всех. Но иногда это - вынужденная необходимость. Ведь детям в любом случае нужно где-то учиться, а школ и учителей в маленьких посёлках и деревнях осталось или мало, или нет совсем. 

Где-то проблема решилась за счёт программы "Школьный автобус", а у нас в районе, в самом центре его, есть места, куда можно добраться только на поезде. Вот и продолжают ребятки сейчас, спустя уже четыре десятилетия после нашей учёбы уезжать за двадцать километров в соседний посёлок чтобы ходить в школу. 

P. S. Спасибо Наталье С. из Москвы.
Она нашла видео на песню"По морозу, по сугробу, по зиме... "
Я эту песню знаю наизусть с семидесятых годов. Мне кажется исполнение было немного другое, или мне так кажется за давностью лет. Хотя, переслушала сейчас - точно новое исполнение.
Последний куплет звучал так:
"По морозу, по сугробу, по зиме
Я гуляю по малиновой заре
А за мною только ветер, да зола...
Зря я имени ему не назвала"
И вся песня звучала, как баллада.
Эту песню я пела дочерям вместо колыбельной.

Если вам интересно то, о чем я пишу - поддержите канал лайком и подпиской. 

Так же, как всегда, жду ваших комментарии. Анфиса. 

Начало разговора можно прочитать здесь: