Найти тему
А.Брусницына.

Интернат, как школа жизни на одном отдельно взятом примере

Зло или благо для ребёнка, когда он рано оказывается оторван от семьи и начинает учиться и жить в интернате. Ещё одна статья на эту тему. 

Советские детдомовцы. Фото взято вот из этой статьи https://back--in--ussr-com.turbopages.org/back-in-ussr.com/s/2022/07/sovetskie-detdomovcy.html
Советские детдомовцы. Фото взято вот из этой статьи https://back--in--ussr-com.turbopages.org/back-in-ussr.com/s/2022/07/sovetskie-detdomovcy.html

Приветствую вас, друзья мои! С вами Анфиса. 

Хочу продолжить тему, начатую в двух последних статьях, о том, хорошо или плохо ребёнку, когда с малых лет он вынужден уехать учиться, в другой город и жить в интернате. 

Я продолжу тему историей одного из моих родственников. 

Его уже сейчас нет а живых, но он очень любил рассказывать о своей жизни и о том, какую роль в его жизни сыграл интернат. 

... Владимир Петрович, именно так звали героя этой истории, родился в Ленинграде в самом начале войны - в июле 41-го.

Его мама работала на одном из ленинградских заводов, а отец был военным. 

С первых дней войны отца призвали на фронт и вскоре его супруга получила похоронку... 

Она осталась одна с крошечным сыном. Не знаю, как они выживали. Знаю, что она продолжала работать на заводе. Кто оставался с крошечным ребёнком - мне не известно.

В 43-м году его вывезли в числе других ленинградских детей по Дороге жизни в посёлок Бабаево Вологодской области, где он прожил в детском доме до конца войны. А после войны уже мать, которая, выжила в блокадном Ленинграде, забрала его обратно. 

Но дело в том, что в конце войны она вышла во второй раз замуж и в семье уже был ещё один ребёнок. Отчим работал в сфере, связанной со снабжением и, конечно же мать моего родственника, ухватилась за возможность выжить. 

Потом в семье родилось еще двое детей. 

Характер у отчима был жёсткий и, самое главное в этой истории, он категорически не принял сына от первого брака жены. Более того, не просто не принял, а не хотел даже ничего слышать про него, не то, что видеть. 

Поскольку мальчик был сыном погибшего офицера, ему полагался интернат, где жили такие же дети. 

И вот Володя практически с самой войны и до своего совершеннолетия провёл в интернате. 

Как любой интернатовский ребёнок, он мечтал, что когда-то его заберут домой, но, став старше, понял, что этого не случится. В семье матери ему были не рады. Мама жалела его, но сделать ничего не могла, без мужа ей было бы не выжить. 

Иногда он приходил в дом, где жила его мать, сестра и братья, но всегда украдкой и ненадолго. И даже в эти редкие приходы старался принести младшим детям то конфетку, то апельсин. У них в интернате такие лакомства бывали в столовой, а в доме матери - нет. 

Ещё он бывал у тётки, родной сестры матери. Муж той был богатый еврей-стоматолог. Но мальчику там места тоже не было. 

В интернате были прекрасные по тем временам условия - отличное питание, режим, хорошие учителя. Дети занимались музыкой, танцами. 

Володя занимался, дополнительно в театральном кружке и подавал серьёзные надежды, чтобы стать артистом. Более того, судьба несколько раз даже давала ему шанс поступить в театральное училище. Даже не сомневаюсь, что из него получился бы прекрасный актёр. 

Но после школы он пошёл не в театральный, а в педагогический институт им. Герцена. Потом был призыв в армию. Институт он окончил уже после армии, получив специальность учителя истории. 

Ему, родившемуся в Ленинграде полагалось жильё и работа в этом городе и но он из романтических побуждений уехал по распределению учителем истории в среднюю школу в один из районов Вологодской области. 

Учителем он был прекрасным. Здесь, как никогда, пригодились его актёрские способности. Уроки он вёл так, что заслушивались даже заядлые троечники. 

Не знаю, каким образом, но его актёрские способности заметили и предложили ему работу на Вологодском радио. Он ухватился за эту возможность, как за хвост птицы счастья. Но у него уже была семья и маленькая дочь, а в Вологде жить можно было только в общежитии или снимать жильё. Но для этого не было денег. 

Так он и отказался от своей мечты стать актёром. 

Когда мы с ним познакомились и он рассказал о своей жизни, он сказал вначале, что его родители оба погибли во время войны. Отец погиб на фронте, а мать умерла во время блокады. А младшую сестру, с которой он был дружен, он назвал двоюродной...

Ему было невыносимо стыдно говорить о том, что его отдали в интернат при живой матери. 

Хотя он всегда признавал, что интернат ему дал то, чего он никогда бы не получил, если бы жил в семье матери - образования. Никто из его младших единоутробных братьев и сестер образования не получил и они иногда попрекали его за то, что он не голодал, когда они голодали, и у него была возможность учиться, а у них - нет. 

Я, к сожалению, была знакома с ним всего пять лет. Но до сих пор восхищаюсь этим человеком. Он был прекрасным рассказчиком. Когда мы собирались вместе за столом, я заслушивалась его рассказами из жизни и его песнями... 

Никто не догадался, в каких родственных отношениях мы состояли с Владимиром Петровичем? 

Напишите свои догадки, а я напишу в одной из следующих статей ещё одну невероятную историю из его жизни. 

По этой теме осталась ещё одна история. Это история из моей жизни. Мне тоже довелось несколько лет прожить в интернате и я нисколько не жалею об этом периоде в моей жизни. 

Но об этом - в следующий раз. 

Как всегда - пишите свои мысли в комментариях и поддержите канал лайком и подпиской те, кто ещё не со мной. 

Спасибо, что читаете. Анфиса. 

Начало разговора можно прочитать ниже по ссылке: