Каждый с детства слышал рассказ о Робинзоне Крузо, но мало кто знает историю советского «Робинзона» Павла Вавилова, который целых 37 дней провел на острове, населенном белыми медведями, но сумел выжить.
Бой ледокола «Александр Сибиряков» с немцами
Ледокол «Сибиряков» пережил множество взлетов и падений. Несколько раз он едва выкарабкивался из лап смерти, возил ценные грузы, пытался совершать сквозные плавания, дрейфовал, разбивался о скалы.
Но тяжелое существование легендарного ледокола оборвалось в тот момент, когда он столкнулся с немецким крейсером во время Второй мировой войны. Это был первый и последний бой советского ледокола, вследствие которого он пошел на дно Карского моря.
Немцы успели захватить в плен 22 человека, среди них были радист, начальник полярной станции и командир ледокола. Все, кто стремился избежать плена, выбросились за борт, решив отдать свою жизнь на волю случая.
Одним из тех, кто очутился в ледяных водах моря, был Павел Вавилов. В то время как остальные солдаты пошли ко дну, скованные холодом, Павел сумел доплыть до брошенной фашистами шлюпки. Немцы безжалостно добивали тех, кто не желал сдаваться, поэтому Вавилову чудом повезло.
Следом за собой моряк вытащил собаку, но та сильно обгорела из-за взрыва на корабле, поэтому спустя некоторое время погибла.
Чтобы спастись от смерти, Вавилов снял одежду с трупа кочегара и приготовился сражаться с силами природы за выживание.
Робинзонада Вавилова
Избежавший жестокой казни от рук немцев, Павел Вавилов еще не знал, что его ждет, но понемногу шок прошел и настало время думать, куда двигаться дальше.
В шлюпке, которая спасла ему жизнь в тяжелые минуты, оказалось множество полезных вещей: топор и заряженный пистолет, вода и кое-какое пропитание.
Несколько долгих часов, которые могли показаться вечностью, Павел Вавилов дрейфовал в шлюпке, затем вдалеке показался остров Белуха - кусок суровой скалы длиной в километр. Не имея другого выбора, Вавилов причалил к острову, чтобы отдохнуть и придумать, что делать дальше.
Но отважного советского солдата ждал очередной сюрприз: остров Белуха вовсе не был пустым, его облюбовали белые медведи, которые, обнаружив в своих владениях живое человеческое существо, немедленно организовали на него охоту.
К счастью на острове Белуха находился заброшенный маяк, и Павел Вавилов немедленно бросился туда, спасаясь от погони. Забравшись на самый верх, Вавилов приготовился к первой тяжелой ночи в одиночестве и опасности. Белые медведи по-прежнему кружили поблизости в поисках пищи.
Павел еще не догадывался, что ему придется провести на этом маяке целых 37 дней. Он устроился в комнатке наверху, полной щелей, сквозь которые проникал ледяной арктический ветер, варил похлебку из отрубей и галет, найденных в шлюпке, воду добывал при помощи талого снега.
Рискуя жизнью, Павел регулярно спускался с маяка, чтобы отыскать обломки погибших кораблей, выброшенные на берег. С их помощью он мог поддерживать костер.
С каждым днем надежды на то, что его вызволят с острова, таяли. Мимо проплывали корабли, и Павел Вавилов кричал что есть мочи, срывая голос, палил в воздух, разжигал костры, растрачивая драгоценные дрова все было напрасно.
Его никто не видел и не слышал до тех пор, пока однажды мимо не проплывало судно под названием «Сакко».
Из-за непогоды «Сакко» не смог подобраться к острову, но Павел Вавилов, наблюдая за тем, как его надежда на спасение тает на горизонте, верил, что люди с корабля кому-нибудь доложат о находке и его снимут с острова.
Этой надеждой Павел Вавилов согревался остаток дней до тех пор, пока у острова не показался гидросамолет. Из-за непогоды он не сумел приземлиться, но Вавилову сбросили тюк с одеждой, кое-какой едой и запиской, в которой было сказано, что его немедленно вызволят, как только позволят погодные условия.
Возможно, следующие три дня, которые Павел Вавилов просидел на маяке в ожидании помощи, оказались еще тяжелее, чем предыдущий месяц, ведь спасение было так близко. На четвертые сутки летчик гидросамолета наконец-то сумел доставить ослабевшего и исхудавшего, но безмерно счастливого Вавилова на борт.
После этого испытания кончились: советского полярника дома ждал теплый обед и подробный доклад начальству о том, что случилось на самом деле на ледоколе «Александр Сибиряков», и как тот пошел ко дну.
Кто-нибудь, переживший подобные злоключения, зарекся бы когда-либо приближаться к хаотичным морским водам, но Павел Вавилов был верен себе и до конца войны продолжал выходить в море. После победы он успел сменить еще три ледокола.
К 50 годам Павел Вавилов получил орден Ленина, а также звание «Почетный полярник» и «Герой Социалистического Труда». В 1982 году в его честь назвали пароход.
Вот такая невероятная история о бесстрашном советском моряке, который оказался наедине с белыми медведями и арктическим климатом.